Сретение Господне 1641 год: штрихи к истории города Бреста



15.02.2019


Сретение Господне 1641 г. стало для православных мещан города Бреста очередной трагической датой в череде событий, происходящих после заключения Брестской церковной унии 1596 г.



В пятницу, накануне римо-католического празднования Сретения 1641 г., в 9-й год царствования короля Владислава IV в Польше и в 10-й — в Швеции, им был подписан «Декрет Его Королевского Величества об объединении цеха сапожников римско-католической религии с цехом сапожников греческой религии».


Юридический анализ настораживает отсутствием в документе мотивировочной части, объяснений и доводов ответчика (православных ремесленников), несоответствием между жалобами, которые касались в основном религиозных обид, и последствиями, которые затрагивали фактически все жизненно важные сферы. Непосредственно в документе изложена позиция только одной стороны — римо-католической. Назвать его судебным решением можно только условно, исходя из названия — «Декрет Его Королевского Величества…» — и примененной внешней формы с указанными серьезными недостатками в структуре документа.


По сути, согласно содержанию Декрета, греческая вера, в целом, поставлена в подчиненное положение. Руководящую роль в органах Берестейского городского самоупраления — магистрате и цехах — стали играть прибывшие в город и не имеющие в нем права оседлости, не платившие тягло люди римо-католического вероисповедования, которые получили свой привилей обманным путем.


Фактически местные православные ремесленники были полностью лишены магдебургского права, права пользоваться хоть каким-нибудь самоуправлением на уровне цеха, города. Они поставлены вне права, на низшую ступень в обществе без объяснения причин, мотивов такого решения. Даже у евреев был кагал. Кроме того, они были лишены средств к существованию. Цеховая изба и лавка цеха — место, где сосредоточено не только управление, но и вся хозяйственно-финансовая деятельность — от разрешения (лицензии) на занятие самой ремесленной деятельности, покупки сырья, сбыта готовой продукции до распределения заказа, контроля над качеством продукции —оказались в руках римско-католической части цеха.


Лишенные средств к существованию, прав и свобод члены греческой веры были поставлены перед выбором — следование своей вере или переход в униатство и некоторое улучшение их социально-экономического и политического, статусного положения.


Преподобномученик Афанасий Брестский (Филиппович) в Диариуше писал: «Над турецкую неволю, тут в панстве христианском православные люде большую неволю терпятъ и маютъ!» [1, с. 89]


Декрет носит ярко выраженный ультимативный характер. Вердикт невозможно было опротестовать под страхом драконовских санкций — штрафа в 1000 коп литовских гр. Например, для вступления в цех требовалось 2 коп., самый высокий штраф за серьезные торгово-экономические преступления составлял 10 коп. Таким образом, 1000 коп. — это сумма фантастическая!

Причем власти могли наложить такой штраф в случае, если стороны публично и частным образом укоряли друг друга, осмеливались в малейшей степени сопротивляться вынесенному королем решению.


Декрет стал важнейшим инструментом, орудием распространения Брестской церковной унии 1596 года. Он отражает не только методы ее насаждения, но и методы «мягкой» экспансии Короны Польской в отношении Великого княжества Литовского в целом, одну из фаз борьбы православного населения за свои права.


В разделе Публикации размещена статья с подробным историко-юридическим анализом документа (
Методы законодательного насаждения результатов Брестской церковной унии 1596 г. среди мещан), а в разделе Источники— текст Декрета.


Список, использованной литературы


1. Диариуш берестейскаго игумена Афанасия Филипповича // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией: в 40 т. – СПб, 1878. – Т. 4. Кн. 1: Памятники полемической литературы Западной Руси. – с. 49-156. 


Возврат к списку