Пленэр «Столп Берестейский»


25.07.2023
Назад


К 1035-летию Крещения Руси и 375-летию мученической кончины святого Афанасия Брестского (Филипповича)


640-453-логитип.jpg

О проекте

Понятие «столп» имеет несколько значений: прежде всего это массивная внутренняя опора, поддерживающая своды, но это еще и башня, башнеобразное сооружение. Однако, кроме конкретного, предметного наполнения, есть еще и аллегорические: опора, оплот, твердыня.

Церковь характеризуется как «столп и утверждение истины» (1 Тим 3:15). Она предназначена для поддержания истины Евангелия. Кроме того, Она названа «домом Божиим» – храмом, в котором обитает Бог, – здесь тоже может быть связь со столпами храма. Кроме того, апостол Павел говорит о трех выдающихся членах иерусалимской церкви – Иакове, брате Господнем, Петре и Иоанне – как о «почитаемых столпами» (Гал. 2:9). В этом образе выражается понимание христианского сообщества как нового храма, в котором присутствует Бог. Позднее образ расширился и стал применяться к искупленному сообществу (Отк. 3:12): Христос обещает сделать каждого верного до смерти христианина столпом в храме Бога. А в IV в рождается такой вид подвижничества, аскезы как столпничество, при котором подвижники умертвляют свою плоть для того, чтобы достигнуть особого состояния духовной зрелости. Все эти образы и символы применяются в отношении всей православной Церкви.


640-356-столп в храме.jpg


Однако, для нашего города словосочетание «столп Берестейский» несет особый смысл. Из истории известно, что в XIII в. князь Владимир Василькович «в Берестьии … созда столп камень высотой яко и Каменецкий». Так возник столп как сооружение военного зодчества, как история пограничного города.


230-462-столп.jpg


По некоторым источникам рядом со столпом располагался православный монастырь – преподобного Симеона Столпника, от которого возник и сам город Брест-Берестье. И кто знает может столп изначально был местом духовного подвига и только потом стал военным объектом… Настоящими столпами среди христиан Бреста, его охранителями стали святые Афанасий (Филиппович), Никифор (Кантакузин), да и Симеон Столпник, которому молилось не одно поколение брестчан. И опять же словосочетание «столп Берестейский» несет и конкретный, предметный смысл и духовно-исторический, военный.


640-471-Святые.jpg



Название пленэра не столько конкретное, сколько символичное и позволяет максимально расширить тематику работ. Православие, его принятие и исторический путь на белорусских землях, конкретные храмы, подвижники благочестия нашей страны, духовно-исторический образ города Бреста. Это могут быть сюжеты, отражающие подвиг – духовный, военный, семейный, трудовой.


Организатором проекта выступила Брестская епархия Белорусской Православной Церкви Московского патриархата

Цель проекта:

– осмысление и отражение в художественных образах жизни православной Церкви, храмов, людей Церкви нашего края как современной, так и древней;

– отражение подвига как духовного, так и военного, подвига созидательного труда;

– активизация внимания к задачам изучения истоков города Бреста, духовно-нравственных традиций белорусского народа, его наследия, его духовно-исторического выбора, его созидательной деятельности;

– формирование сообщества художников, работающих в сотрудничестве с православной церковью.

 

Первый пленэр, проводимый в 2023 г. приурочен к двум юбилеям, которые тесно связаны друг с другом – 1035-летие Крещения Руси и 375-летию мученической кончины святого Афанасия Брестского (Филипповича).

 

Церковь характеризуется как «столп и утверждение истины» (1 Тим 3:15). Вхождение в Церковь осуществляется в акте Крещения. Для наших предков, наших земель это поворотный момент в их цивилизационном развитии. Это глобальное событие. Однако, по одной из версий «основание Бреста положили православные монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства в России и основавшие общежительный монастырь во имя преподобного Симеона Столпника». Таким образом Крещение Руси стало поворотным и в локальной истории нашего края.

 

День Крещения Руси Церковь празднует 15/28 июля в день памяти равноапостольного князя Владимира. И что интересно именно в этот день горожане отмечают так называемый День города, или день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков…


Кроме того, Крещение Руси от Константинопольского патриарха – важнейший аргумент в полемике преподобномученика Афанасия с римо-католиками и униатами. По оценке автора Диариуша – игумена Берестя-Литовского – это событие предопределило различия «руси и поляков» [Диариуш, стлб. 126]. «Русь – словенскимъ и рускимъ, а поляки – латинскимъ и полскимъ языкомъ» говорят, а также разницу в «набоженствѣ заховали» [Диариуш, стлб. 125]. Так что обе юбилейные даты тесно взаимосвязаны между собой…

 

В Церкви принято отмечать не дни земного рождения человека, но дни рождения его в вечную жизнь. Именно это торжество и ждет нас в сентябре 2023 г. В тропаре есть такие строки: «пострадав за свидетельство истины даже до смерти». За какую истину святой отдал свою жизнь? «Уния проклята есть»!!! Даже если бы у нас сегодня не было документов, которые подтверждают слова святого, у нас есть Он – мученик, а значит свидетель в юридическом плане. Он сам стал документом.


Наш пленэр – это подготовительный этап к выставке в честь преподобномученика Афанасия. А период его проведения каким-то непостижимым образом охватил и День Крещения Руси, и День города, покровителем которого является святой, и день Обретения Его мощей.

 

Место и сроки проведения пленэра:

Пленэр будет проходить 26 июля – 2 августа 2023 г. в городе Бресте на базе Свято-Рождество-Богородицкого монастыря.

 

Локации пленэра – монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Свято-Афанасьевский монастырь, Свято-Симеоновский собор, Брестская крепость.

Таким образом, мероприятие охватывает места, тесно связанные с жизнью и деятельностью св. Афанасия, его почитанием.

 

Участники:

Приглашаются художники, профессионально работающие в изобразительном искусстве (по персональному приглашению).

Проживание и питание – за счет принимающей стороны, проезд – за счет направляющей стороны. Работы могут быть выполнены в любой технике: акварель, гуашь, карандаш, масляные краски, пастель и т.д. Участник пленэра должен иметь с собой все необходимые для работы материалы и инструменты. Одна-две авторские работы остаются в фонде организаторов пленэра для формирования передвижных выставок.

 

Организатор обеспечивает: проживание иногородних участников и питание всех участников пленэра; транспортные расходы на организованные тематические экскурсии; организацию выставки; вручение диплома участника пленэра.