«Сие Евангелие сооружено было тщанием отца Афанасия Филиповича»


17.09.2021
Назад



Само Евангелие с такой записью, к сожалению, пока не найдено, но обнаружен документ, где о нем упоминается – «Опись церковной утвари и облачений брестской Симеоновской церкви, отданной на хранение в могилевскую братскую Богоявленскую церковь 8 сентября 1711 г.».

Имя преподобномученика Афанасия не часто встречается в источниках, потому такого рода информация становиться ценной. Ее анализ дает возможность углублять знания о жизни и деятельности святого, брестских мещан и православных монастырей, а также осуществлять поиск самого предмета – напрестольного Евангелия.





Обратим внимание только на ту часть документа, где приводиться описание интересующего нас предмета.

«Евангелие львовской печати, оправленное в серебро, на котором доски покрытые серебренной пластиной, с частями отлитыми из серебра и покрытые позолотой; посредине серебряное позолоченное Распятие, отлитое плоско со святыми Марией и Иоанном, а вокруг по бокам обложено отлитыми из серебра позолоченными евангелистами, над распятием отлитый позолоченный Серафим, под распятием три иерарха: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, также отлитые позолоченные; малюсенькие коронки гвоздиками прибиты около ангелов, которых насчитывается двадцать четыре. 

С оборотной стороны посередине Воплощение Сына Божиего позолоченное, а по краям шесть отлитых позолоченных херувимов, коронки позолоченные и четыре пукли (pukli) по бокам с такой подписью: «сие Евангелие сооружено было тщанием отца Афанасия Филиповича, зесланого з монастыра Кутитицкаго (именно так записано в документе), до услуги духовной православным до Берестя литовского, коштом благочестивых тых граждан берестейских, на хвалу и честь Христу Богу и Пречистой Его Матери Приснодевы Марии, року 1642 месяца сентября 1 дня». Это Евангелие само по себе весит с бумагой и досками гривен двадцать пять и лотов семь.

Другое Евангелие львовской печати красным атласом покрытое, на котором только одна серебряная табличка прибита, на которой образ Купятицкой Божией Матери Найсветлейшей нарисован».

 


Опись Брестского Симеоновского монастыря датирована 1711 годом. Это время Северной войны (1700–1721) между Российской империей и Швецией, которые воевали на территории третьей страны – Речи Посполитой. «Опасаясь вражеского нападения» игумен Брестского Симеоновского монастыря Сильвестр Троцевич забрал права, привилегии и другие документы, а также церковную утварь и облачения и вывез их вначале в Киев, затем в Могилев. В Могилеве он отдал их Богоявленскому братству «в депозит верный» и внес опись в могилевские городские акты. Судя по всему это не было чем-то необычным. Брестское братство благодарило «за братскую милость» в период «предыдущего неспокойного времени». Возможно, речь идет о 1706 г., когда в ходе Северной войны Брест был захвачен и опустошен шведскими войсками.

В 1714 г. Брестское православное братство монастыря Симеона Столпника и Рождества Пресвятой Богородицы в лице братьев Демьяна Сливска, Михаила Мозуровича, Василия Ивановича, Даниила Алексеевича писали: «давно должны были ехать и о выдаче их просить вашу милость, но частично по причине публичных, частично домашних забот не смогли выбраться, и на данный момент никто из нас не может вам кланяться, как из-за далекой дороги так и из-за других проблем, посему даем полномочия отцу Стефану Ярошевичу, игумену бельскому, и отцу Гавриилу Райковскому, игумену Яблочинскому и администратору брестского монастыря».

Какого рода это были заботы и тревоги видно из письма Гавриила Райковского к могилевскому братству от 18 июля 1714 г.: «прошу о возвращении оных, так как брестское братство kuczy, что там всякого рода мелочи права и привилегии королевские хранятся, а мы не имеем что представить и уже чуть было мельницу нам не отобрали и площади», «у нас немало противников, которые утопили бы нас, а человека, который мог бы оппонировать им, нет».

Результат обращений о возврате имущества Симеоновского монастыря пока не известен. Однако, упоминания о Евангелии, сооруженном Афанасием Филипповичем и брестскими мещанами, в документах брестских монастырей более не встречаются.

Известно, что Евангелие было издано Львовским братством впервые только в 1636 г., братское же издание сей книги 1644 года, именуется вторым. Таким образом, исходя из того, что украшено Евангелие было 1 сентября 1642 г., можно предположить, что в описи Симеоновского монастыря 1711 г. речь идет именно о первом издании. Если тираж его не известен, то другие параметры достаточно описаны: печать двухцветная, язык церковнославянский, украшена гравюрами. Автором рамки титула был львовский гравер Георгий, а четыре фронтиспис с евангелистами были оттеснены из досок, изготовленных еще 1616 года мастером Памвой Берында. Интересен факт, что Львовское Успенское Ставропигиальное братство использовало в своей типографии оборудование Ивана Федорова, его технические и художественные достижения. Известно, что текст Евангелия 1636 г. издатель Михаил Слёзка украсил барочными орнаментальными заставками, концовками (по клише Ивана Федорова) и художественными инициалами.



С текстом и оформлением на сегодняшний момент можно ознакомиться в электронной библиотеке «Україніка», совместном проекте Академии наук Украины и Библиотеки имени В. И. Вернадского, а также с помощью видео.



Для Бреста Евангелие львовской печати 1636 г. само по себе является раритетом, но если когда-нибудь будет найдено именно то, которое в руках держал преподобномученик Афанасий, которое он вместе с берестейскими мещанами украшал, оно, несомненно, станет настоящей реликвией. Это было бы настоящим чудом.

Однако даже сведения из документа о существовании такой Книги с такой надписью несет огромный информационный потенциал для историков. В первую очередь это источник сведений о монастыре Симеона Столпника, но косвенно и о самом святом и мещанах, о характере их деятельности, о их взаимоотношениях.

Абсолютное большинство исследователей утверждают, что Филипповича меньше всего интересует богословие, так как «его внимание сконцентрировано на выяснении тех социальных и политических причин, которые побудили часть верхушки православного духовенства стать на путь измены интересам Родины». Забывая, а точнее игнорируя, тот факт, что преподобномученик являлся иеромонахом, игуменом, они видят в нем общественно-политического деятеля и только. Однако Опись 1711 г. показывает, сосредоточенность, как святого Афанасия, так и брестских мещан на литургической жизни, на благолепии Церкви Божией, что подтверждается и другими источниками.

Момент украшения напрестольного Евангелия – 1642 г. Это сложное для берестейских мещан время. 1 февраля 1641 г. королем был подписан Декрет по делу цехов сапожников католического и греческого вероисповедания, который поставил всех местных ремесленников «греческой веры … иерархически … в подчиненное положение в цеховом устройстве»  и православных и униатов. В то же время люди римско-католического вероисповедования, прибывшие в Брест и «не имеющие в нем права оседлости», «не платившие тягло», которые «получили свой привилей обманным путем», стали во главе не только цеха, но и города. Фактически это можно классифицировать как рейдерский захват города с помощью права… Лишенные прав и свобод, а также средств к существованию ремесленники православной веры поставлены перед выбором  следование своей вере или переход в униатство и некоторое улучшение их социально-экономического и политического, статусного положения. Тем более интересно, что в этой ситуации православные мещане продолжали заниматься благолепием своего храма в честь Симеона Столпника.

Сама опись церковной утвари и облачений брестской Симеоновской церкви 1711 г. насчитывает более 70-ти предметов, переданных на хранение. Сложно сказать, насколько остальные предметы связаны с именем Афанасия Филипповича. Кроме еще одного напрестольного Евангелия. Однако сведений о нем настолько мало, что невозможно даже приблизительно выяснить время его печати. Известно только то, что на серебряной табличке, прикрепленной к этому Евангелию, был нарисован Образ Купятицкой Божией Матери, почитателем которой был преподномученик Афанасий.

Таким образом, выявление документа упоминающего о наличии в Симеоновском монастыре Евангелия, украшенного преподобномучеником Афанасием и брестскими мещанами, побуждает к его поиску и позволяет ввести в научный оборот данный документ как источник по истории города, братского движения и как источник, в котором упоминается имя нашего Святого. Есть ли перспективы найти данное напрестольное Евангелие? Сказать сложно, так как утеряно оно было еще в XVIII в., но в данном случае очень важно знать, что искать…

 

© Свято-Рождество-Богородицкий монастырь, 2021 г.