Уния проклятая: аргументы преподобномученика Афанасия Брестского (Филипповича)



16.09.2020



Образ преподобномученика Афанасия Брестского (Филипповича)

  

«Уния проклятая» — такое словосочетание употребляет преподобномученик Афанасий Брестский (Филиппович) по всему тексту своего Диариуша. На это впервые обратил внимание Н. Костомаров: «он не может произнести имени унии, не прибавив к ней эпитета проклятой» [1, С. 1–42]. Однако в устах преподобномученика – это не проявление фанатизма, не дух ненависти и злобы, не ложное верование, но 1) документально подтвержденный факт, 2) это термин, который позволяет передать истинную сущность данного явления.


Диариуш <...> [Рукопись] 


Сам преподобномученик Афанасий объясняет это: «под титулом словка того «униа», то есть под именем згоды преложоных духовных, на земли будучих, и то менших владыков, мовлю, з бискупами, на триумфы и процесии позверховныи (бо не в набоженстве) згажати замыслил», а «под титулом «милости Божей» <…> «в милость политичную, световую, облудную толко приводитъ, а не в духовную и правдивую; сакраментов, мовлю, святых, артикулов веры и догмат церковных зъедночает» [2, Стлб. 130]. «Унея же есть проклятая – правом доводне ся доказует» [2, С. 101]. Данная уния есть союз, ненастоящий, он превратный. Это не есть восстановление единства церкви, не преодоление раскола.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что проклятия на унию преподобномученик не накладывал. Он просто констатирует факт, опираясь на документы: 1) униаты отлучены от Церкви и преданы клятве на Берестейском соборе 6 октября 1596 г. «порядне одправованым, за моцью патриархи и за позволенем кроля пана своего … универсальне» [2, Стлб. 131–132]; 2) уния противоречит церковным канонам [2, Стлб. 71]; 3)  обычному праву [2, Стлб. 101]; 4) правам и привилегиям данными королями [2, Стлб. 69, 71–74]; 5) частноправовым актам. Примером последнего служит фундуш епископский, подтвержденный после смерти Мелетиа Богуринского Ипатием Потеем, который содержит проклятие «аще кто явится разоряяй сиа, яко соблазнитель и разоритель и злотворец и диаволу друг и враг Христу, да будет отлучен от Отца и Сына и Святого Духа и проклят и по смерти нераздрешен, и да имеет клятву триста и осмнадесять отец, иже в Никеи и прочих святых» [2, Стлб. 67].

В Диариуше, да и в других документах нигде не упоминается о том, что иеромонах Афанасий (Филиппович) публично высказывался бы об унии до того как стал игуменом Берестейским. А если быть точнее до того как «до Берестя Литовского приехавши, права и привилея, на пергаменах найденые, з страшным проклятством на униты, до книг гродских Берестейских актиковалем и оголосилем в церквя и на розных местцах, волею Бозскою указуючи» [2, Стлб. 87, 71].

И далее он свидетельствует: 1) «тое розделене Руси а приняте унеи, незвычайным способом з неналежным пастырем, есть барзо проклятое» [2, Стлб. 107]; 2) же унея з Рымом Старым, не ведлуг порядку Церкви Всходнее принятая, вечне проклята» [2, Стлб. 71]; 3) «клятва страшная так в канонах отцев святых, як и в фундушах порядку духовного братского, од патриархов и епископов власне належачих, правдиве есть в вечность наложона, а мяновите — на тых зрайцов и згоршителев, которие бы отступовали и утикали од церкве своеи духовнои и веры правдивой христианской поприсяжоной. На тое доводи суть» [2, Стлб. 127].

Аргументы преподобномученика Афанасия (Филипповича) можно разделить на богословско-канонические, историко-юридические, чисто юридические, аксиологические (точнее будет телеологческие), исихастские. Все они тесно связаны друг с другом, их зачастую тяжело разделить.

Во-первых, уния проклята на основании права, данного Иисусом Христом апостолам: «глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф., гл. 18, ст. 18) [3]. Не одному, а всем. «…межи столицами, мовлю, пятма: Константинополскою, Антиохийскою, Рымскою, Але[кс]андрийскою, Иерусалимскою, — едина владза и ровность духовнои владзы з иншими столицами Константинополской дана есть, владза правдивым порядком звязовати и розвязовати, ведлуг росказаня Христова» [2, Стлб. 102]. «Русь же од патриархи Константинополского Нового Рыму по Володимеру князю з прейзреню Божого окрестилася року Божого 987 [988! — авт.], в двадцатъ лет и две по поляках. И од того там часу до патриархи Константинополского в духовное послушенство и благословенство належитъ» [2, Стлб. 101].

Первое на что обращает внимание преподобномученик Афанасий — «Хто колвек отбежит пастыра своего власного, благословенного и братства а удастся до другого, собе неналежного, тот нехай будет проклятый от Отца и Сына и Святого Духа [2, Стлб.102]; нехай будет и по смерти не раздрешен; нехай будет мети клятву отцев святых», што сенодовали в Никеи, и всех святых Божиих! А той то пастырьи отец духовный правдиве так везал» [2, Стлб.  101–102]. На полях Диариуша есть уточнее — «власть епископа Хребтовича Богуринского»; «власть патриаршая» [2, Стлб. 101]. «Неналежному и в набоженстве собе незвычайному пастыреви, именем всей России, безрозумне, кламливе оддали послушенство», «здрадливе, без ведомости пастыра своего и парафиян своих» [2, Стлб. 128].

Во-вторых, «униаты Рымскому костелови Заходнему оддавши послушенство» «одопхнули мизерне правдивого, единого пастыра Иисуса Христа од церкве, Его власною кровию пренайдорожшою набытой, и одтяли голову сполне Бозскую и чловечую од тела Его (аж з уруганем пышным) а приняли собе на тое местце чловека едного за пастыра и голову» [2, Стлб. 128–129]. Таким образом, униаты сами себя от Церкви прокляли и отлучили.

В-третьих, кроме того, что униаты одопхнули единого истинного пастыря Иисуса Христа от Церкви, они «взрушили право посполитое духовное и светское, публичное и приватное»; «целость» двух религий — римской и греческой — «з давных часов тут правом наданую и змоцненую, отняли и поторгали»; нарушили собственную присягу, данную патриарху при посвящении [2, Стлб. 129].

В-четвертых, «ведлуг канонов отцев святых и права посполитого, духовного и светского, на соборе, в Берестю Литовском порядне одправованым, за моцью патриархи и за позволенем кроля пана своего од духовных и светских людей, универсалне року 1596 октовриа 6 дня зобраном, прикладом инших енералных и поместных соборов в всем поступуючи» [2, Стлб. 132]. Потом он еще раз повторяет, что Берестейский собор 6 октября 1596 г. прошел по образцу-«прикладом теды тых соборов». Каких? Собранного против Ария — Первого Никейского, «Македониа духоборца на Константинополском, Несториа на Ефеском, Диоскора на Халкедонском, Оригена на Константинополском, образоборцов на Никейском, Гонориа, папежа Рымского, монотолиту, на Константинополском» и т.д.

В-пятых, в Евангелие от Матфея сказано: «или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду [3] (Мф.12:33) и апостол Лука также вторит: «всякое дерево познаётся по плоду своему» [3] (Лк.6:44). А преподобномученик Афанасий перечисляет плоды унии:

а) из-за нее «порядок духовный и светский юж-юж погинул» [2, Стлб. 104];

б) «як Каин Авеля и Измаил Исаака, так проклятый унит православного брата своего забиял и преслядовал, и аж по сесь час, за помочью похлебцов и противных правды святой ведлуг часу за попущенем Божиим, — що хотел, то броил: людей убогих вшелякого стану — так в братствах церковных, як и в радах вшеляких, судовых и цеховых будучих, потваряючи незбожне зо всего, що мают православные христиане — з веры православной, з сумненя чистого, з славы доброй и маетности и зо всего почтивого — злуплял, торгал и шарпал и розмаите мордовал и забивал; а над то — що болшая — церкви печатовал, одбирал, нищил, внивеч оборочал; набоженства сумненью побожному волного заборонял; в местах, в местечках и селах, в добрах кролевских и шляхетских» [2, Стлб. 103-104];

в) «непотребные колотне для тои проклятои унеи аж по сесь час деялися. На остаток, и з козаками внутрняя война непотребная, для тои унеи проклятои, была» [2, Стлб. 104, 128]. «Панство тое спокойное, же не тылко в краинах, в князствах, поветах, в местах, в местечках и в селах селян з селянами, мещан з мещанами, жолнеров з жолнерами (бо и з козаками война внутрная непотребна о том была), панов з поддаными, родичов з детками, а и духовных з духовными, на остаток монахов з монахами − до гневу непогамованого приводила, приводит и нещасливе розжаривает» [2, Стлб. 113–114];

г) из-за унии «милость немал в всех высхла», из-за нее «похлебства, лакомства, зазрости, зрады, нецноты а найбарзей пыха ся проклятая замножила» [2, Стлб. 104].

В-шестых, «унея проклятая» была заключена «для столка сенаторского и для поваги пышных духовных» [2, Стлб. 113]; «для власных приват своих, то есть для гоноров рымских духовных и для столков сенаторских» [2, Стлб. 128]; «выривати пожитки з рук светских людей» [2, Стлб. 128]. «в милость политичную, световую, облудную толко приводит» [2, Стлб. 130].

В-седьмых, исихастские аргументы. Н. Костомаров назвал их мистическими. О них, как правило, начиная с XIX в., стыдятся говорить. Тем не менее, преподобномученик Афанасий (Филипович), как и святитель Григорий Палама – защитник исихастской традиции, той, которую протоиерей Иоанн Мейндорф назвал «политическим исихазмом» [4]. Для самого святого эти аргументы самые важные, основные, побудительные.

О том, что имя Господа Иисуса преподобномученик Афанасий в сердце носил, четко свидетельствует он сам в Диариуше. «Идучи мне до Вилна, за Чорнобилем пред Мозиром, по взречу Днепра, в пущи на дорозе придал ми ся человек барзо хорый. Взялем его на себе и несл немало. Той человек потом (дивные справы в таемницах Бозских много зо мною мовивши) дал ми имя найсолодшее, Иисус Христосъна сердце мое и указал ми, як тое маю заховати» [2, Стлб. 85]. И в другом месте: «з дару Духа Святого, як тому простым сердцем верую, шолем до господы, за «Панну-Марию», през новое место в Варшаве, мыслячи в собе през имя Иисус Христово, в сердцу моем нарисованное» [2, Стлб. 89–90]. «Пал на мене Дух Святый в плачливом жалю и долго в том ревливе плакалем» [2, Стлб. 91].

Будучи именно в этом состоянии он и видит предзнаменования Божии:

1) «…гды князь Радивил, канцлер Литовский, року 1636» «одбирал монастырь той Дубойский на езуиты» «а в тот час барзо страшнии видоки на неби и на земли (не през сон, але в день и на яве, толко як в захвиценю яком будучи) видилем: на небе — хмуры барзо гневливые з войсками ушиковаными, на каране готовыми, и на земли − седм огнюв пекелных, на седмъ грехов смертелных зготованых; з тых огнюв, в пятом жаристом гневе, трох особ выразне видилем: нунциуша легата, в короне папежской, Жигмонта кроля и Сапегу, гетмана, за преслядоване церкви Восточной барзо смутно седячих. Которое видене, гдым другим указовал, видите не могли. Толко один святобливый муж господин отецъ Иларион Денисович, игумен Купятицкий и Пинский, тые справы Бозские видил и дивовался» [2, Стлб. 85–86].

2) «обачилем невесту, од костела Панны Марии як бы в роспачи обнаженно бегучую и волаючую з великим ляментом, руки вложивши на голову: «згинулам! взято ми з ложка взголовье и колдру». Помыслилем в собе през имя Иисус Христово: «так теперь церковь православная тут в панстве том христианском ляментует, в окраденю од злодеев полуденных (то есть униатов проклятых) ложа мысленнаго Соломона и в обнаженю з покрытя еи прекраснаго» (бо в тот же час превротник якийсь, злодий и блюзнерца Касян выдал книжку, обнажаючи сакрамента пресвятые церкви православнои Восточнои)» [2, Стлб. 90–91];

3) «гдым одправовал акафист до Пречистои Богородици, теды, власне» … «барзо ретелный голос од образу Пречистои Богородици слышати было таковый: «о, Афанасий, супликуй теперь на сейми през образ Мой, в кресте изображенный Купятицкий, до кроля Полского и Речи Посполитое, грозячи правдивым гневом и страшным судом Божиим, который правдиве юж-юж приходит, если ся не обачат; нехай же первей унею тую проклятую вечне зганят, бо того впрод потреба, и може быть еще добре» [2, Стлб. 91].

Как замечает игумен Афанасий «таемницы Его святыи не потребуют великого выбадываня, толко веры: Моисей сам видил купину горящую а незгаряемую; также Петр Святый — плащеницу ему спущеную з розными гадинами, абы колол и елъ, сам видил» [2, Стлб. 107].

В связи с этим, можно не согласиться с исследователями, которые утверждают, что Филипповича меньше всего интересует богословие, так как «его внимание сконцентрировано на выяснении тех социальных и политических причин, которые побудили часть верхушки православного духовенства стать на путь измены интересам Родины» [5, С. 52 ; 6, С. 713–765 ; 7].

Откровение через личное Богопознание. Сообщение их королю и людям — это и есть настоящее богословие. Преподобномученик Афанасий, употребляя термин «уния проклятая», отделяет явление от человека, от его носителя. Для него «унит тот, который одбег пастыра своего власного для своее воли, есть правдиве проклят, а меновите тот, который без споведи и покаяния належного изшол з того света» [2, Стлб. 102]. Таким образом, человек еще может покаяться и вернуться в лоно Церкви. Проклятым он станет, если «без споведи и покаяния належного изшол з того света» [2, Стлб. 102].

«Униате, кламцо и похлебцо, рожоный лжи брате!». «Навернися до Всходнеи церкви своеи святои». «Будь же сыном православным, униате» [2, Стлб. 108].

«Для Бога треба ся упаметати, треба той злый бег отменити. Хто теж тому не верит, же естъ страшный суд Божий? Хто того не ведает, же кождому злочинци, бы и найдолшей грассовал, прийде ему еднак встыдливая заплата? Отож и той унеи проклятой завстыдатися потреба за свое еи [sic] таковое грасоване и колотне непотребные, межи людми спокойными починеные. Нехай болшей уже не ошукивает, двулично ся указуючи! Нехай люб на правицу, або на левицу вылучается! Бо вже час пришол розделеня благословенных од проклятых, а врихле барзо и страшный судъ Божий наступует. То правдиве именем Иисус Христовым мовлю» [2, Стлб. 114].

Таким образом, «уния проклятая» в устах преподобномученика – это 1) документально подтвержденный факт, 2) это термин, который позволяет передать истинную сущность данного явления. Проклятия на унию преподобномученик не накладывал. Он просто констатирует факт, опираясь на документы и Откровение. Все аргументы преподобномученика Афанасия (Филипповича) можно разделить на богословско-канонические, историко-юридические, чисто юридические, аксиологические (точнее будет телеологческие), исихастские. Все они тесно связаны друг с другом.

Для самого святого исихастские аргументы самые важные, основные, побудительные. В связи с этим, позволим себе не согласиться с исследователями, которые утверждают, что Филипповича меньше всего интересует богословие. Откровение через личное Богопознание, сообщение их королю и людям — это высший уровень настоящего богословия.

Термин «уния проклятая» преподобномученик Афанасий как явление отделяет от человека, от его носителя. Человек еще может покаяться и вернуться в лоно Церкви. Проклятым он станет, если «без споведи и покаяния належного изшол з того света».

  


инокиня Елена (Дмитрук)

© Свято-Рождество-Богородицкий монастырь

 



Список литературы :

 

1. Костомаров, Н. И. Афанасий Филиппович борец за православную веру в Западной Руси / Н. И. Костомаров // Исторические монографии и исследования Николая Костомарова. – Т. 14. – СПб–М, 1881. – С. 1–42.

2. Диариуш берестейскаго игумена Афанасия Филипповича // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией: в 40 т. – СПб, 1878. – Т. 4. Кн. 1: Памятники полемической литературы Западной Руси. – с. 49–156.

3. Библия: на церковнославянском, русском, греческом, еврейском, латинском, английском и др. языках [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры»: интернет-портал. – 2005–2019. – Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/. – Дата доступа: 09.11.2019.

4. Мейендорф, И., протоиерей Святой Григорий Палама и православная мистика / протоиерей Иоанн Мейендорф // Православная энциклопедия «Азбука веры»: интернет-портал. — 2005—2019. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/svjatoj-grigorij-palama-i-pravoslavnaja-mistika/4. — Дата доступа: 28.02.2020.

5. Хомич, Д. Преподобномученик Афанасий игумен Брестский и его деятельность в защиту православия : дипл. работа / Д. Хомич. Жировичи, 2003. – 106 с.

6. Левшун, Л. В. История восточнославянского книжного слова XI–XVII вв. / Л. В. Левшун. – Минск : Экономпресс, 2001. – С. 713–765.

7. Коршунов, А. Ф. Афанасий Филиппович : жизнь и творчество / А. Ф. Коршунов. – Минск : Наука и техника, 1965. – 183 с.

 




Возврат к списку