Берестейский православный мужской монастырь преподобного Симеона Столпника: обзорная статья



16.02.2017

Берестейский православный мужской монастырь преподобного Симеона Столпника часто именуется просто как «Замухавецкий». Располагался в южной части города Бреста, на Волынском предместье, за рекой Мухавец.



ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ


При определении времени возникновения монастыря сталкиваемся с тремя точками зрения, в основе которых — разные источники информации и проблема доверия к ним.


1. XI/XIII вв. «Основание Брест-Литовска положили православные монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства в России и основавшие общежительный монастырь во имя преподобного Симеона Столпника; этот монастырь дал начало городу, в котором процветало православие до соединения Литвы с Польшею» [1].

Научные издания XIX века гласят:

«Он существовал уже до введения христианства в Литве, следовательно, не позже XIII в.» [2]. «Брестский симеоновский монастырь основан не позже XIII столетия» [3].


2. XV в. Часть исследователей XIX в., а вслед за ними и современные авторы, отмечают, что впервые монастырь упоминается в 1499 г. в привилегии короля Александра данной городу Берестью. Однако, на сегодняшний день, этот документ не найден [4, с. 901;5].


3. XVI в. Первое выявленное документально подтвержденное упоминание о Симеоновской обители относится к 1546 г. [6].


ОДНО, НЕСОМНЕННО: ПЕРЕД НАМИ ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ОБЪЕКТОВ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА БЕРЕСТЬЯ (БРЕСТ-ЛИТОВСКА)!



МЕСТО В ЦЕРКОВНОМ УСТРОЙСТВЕ


До 1596 года это православный монастырь Владимирской и Брестской епархии Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Местный епископ — Ипатий Потей — был одним из инициаторов заключения унии, которая в историографии получила название Брестской. Митрополит и пять епископов из семи приняли унию. В 1620 году патриарх Константинопольский Иеремия восстановил православную иерархию в Речи Посполитой. В 1632 году мещане Берестейские «поехавши в Милецъ, до владыки схизматика, тамъ упросили, за подарками, черницовъ трехъ до Берестя», «подавши имъ мешканье и церковъ Светого Симеона» [7].


В период игуменства Афанасия Брестского (1640—1648) монастырь находился под благословением Петра (Могилы). Последний носил следующий титул: архиепископ, архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1627), Экзарх Константинопольского престола (с 1629 года, его так наименовал Патриарх Кирилл Лукарис), Митрополит Киевский и Галицкий «над всею Русью в Короне и Великом княжестве Литовском, в унии не будучою, при церкви святой Софии, в Киеве лежачою» (согласно грамоте короля Владислава IV, данной 12 марта 1633 года). А впоследствии монастырь подчинялся его законным преемникам. В 1685-1686 годах Киевская митрополия стала под благословение Московского патриарха, замененного в 1721 году святым Синодом. С этого момента Берестейский монастырь Симеона Столпника именуется как «заграничный монастырь Киевской епархии», то есть монастырь, который был под властью киевского митрополита, но находился в пределах польско-литовского государства (Речи Посполитой), за границею России. Обычно «заграничные монастыри Киевской епархии» разделяют на шесть групп: Виленское старшинство, Слуцкая архимандрия, Белорусские, Полесские, Подлясские, Украинские монастыри.


Берестейский монастырь Симеона Столпника возглавлял группу Подлясских монастырей, в которую кроме него входили Яблочинский, Дрогичинские, Бельский монастыри. Его настоятели и игумены часто именуются как «официалы, суперинтенданты, визитаторы кляштором Подлясским» [8].


Кроме того, Берестейские иеромонахи Сильвестр Каховский, Антоний Почека, а затем и игумен Спиридон (Гриневецкий) в разное время занимали должность варшавских капелланов при русском после. Варшавская капеллания — церковное учреждение, составлявшее заграничную часть Киевской епархии XVII—XVIII в. Представляла собой православную церковь, существовавшую при дворце русского резидента, а потом посла, в столице польского королевства, с состоявшими при ней иеромонахом и церковниками. Киевский митрополит назначал Варшавских капелланов из среды подведомственных ему иеромонахов, с ведома и разрешения св. Синода.


Своим умом и тактом иеромонах Берестейского монастыря Сильвестр Каховский много способствовал возвышению положения Варшавских капелланов. Из простого священнослужителя сделался посредником в сношешях между русским послом и православным духовенством и всем вообще православно-русским населением Польши. С этого времени Киевские митрополиты начинают давать важные поручения Варшавским капелланам по делам заграничных монастырей своей епархии. Совмещая должность капеллана и игумена берестейского монастыря, Спиридон Гриневецкий показал себя как хороший знаток истории и права Польши. В 1764 году он подал русскому послу в Варшаве мемориал об исходатайствовании особой конституции, которою бы подтверждались все древние права православно-русских жителей Польши.


После третьего раздела Речи Посполитой — с 1795 года — монастырь, как и город, находился в составе Российской империи. «Настоятельство в монастыре сем издавна было Игуменское, а в 1797 г., на основании Именного Высочайщего Указа, учреждена Архимандрия противу третье-классных монастырей». Её составляли несколько Подлясских монастырей Минской епархии: два Дрогичинских, Бельский и Яблочинский.


В 1811 году в «Полном списке монастырей» Берестейский упомянут на 74 месте. С этого времени это заштатный[1] монастырь Минской епархии: «Брестский или Бржеский Симеонов или Симеоновский Минской епархии заштатный мужской монастырь находится внутри города Бреста, по которому название свое имеет, близ реки Буга. Строение в нём все деревянное…» [9].



УНИКАЛЬНОСТЬ СИМЕОНОВСКОГО МОНАСТЫРЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ВРЕМЕНИ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ОН СОХРАНЯЛ ПРАВОСЛАВИЕ!


В польских документах он неизменно именуется как «схизматический», «неунитский», «дезунитский», «в унии не будучий», «русской веры». Даже в критической ситуации, которая сложилась вокруг монастыря в период заключения унии 1596 г., монашествующие остались верны православию: «Два грекороссійския благочестивые монастыри, на предградіи Бресца Литовскаго находящияся, одинъ подъ именемъ рождества Богоматери, другій преподобнаго Симеона Столпника … < …> … отъступником Іпатием Поцеем, митрополитомъ, і товарищами ево епископами, отпадшимі, на соборъ в Бресть съехавшимися, сіи помянутые монастыри, не хотевшия склонитися на унею, въ конецъ были раззорены, братия монашествующая разогнана, отъчины и всякия дачи, фундуши і крепости подленныя, какіе имелись, наследниками первыхъ фундаторовъ захвачены і завладены; монастыри жъ чрезъ долгое время, до владения Владислава Четвертаго, короля, въпусте находились …» [10]. Таким образом, монастыри фактически прекратили свое существование, не подчинившись воле Владики-униата.



ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЯ И МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ В БЕРЕСТЬЕ В 1632-1633 ГГ. ПОКАЗАТЕЛЕН. ОН ЯРКО ОТРАЖАЕТ ОТНОШЕНИЯ ГОРОЖАН К ЗАКЛЮЧЕННОЙ В БРЕСТЕ УНИИ.


30 апреля 1632 года умер король Сигизмунд III, который утвердил акт унии.


16 октября 1632 года Из жалобы униатской капитулы на «мещанъ Берестейскихъ»:

«дня четвертого Октебра, по старому, маючи часъ, потому межи собою схатку крадь потаемную учинили, списавшееся и подъ присегою одинъ при одномъ до горла стояти и не отступовати <…> зложивши сумму немалую пенезей, купили домъ, зо всим споражоный, на мешканье снать, и кгрунты и огороды до него. Поехавши в Милецъ, до владыки схизматика, тамъ упросили, за подарками, черницовъ трехъ до Берестя …» «подавши имъ мешканье и церковъ Светого Симеона …» [7].


В 1633 год На избирательном сейме новый король Владислав IV подписал «Пункты соглашения между православными и униатами», а затем универсал о возвращении православным некоторых церквей, отнятых униатами, согласно которому в Бресте церковь Рождества Пресвятой Богородицы была отдана православным. Таким образом, мещане Берестейские добились открытия двух православных церквей. Однако, вслед за этим последовала серия судебных разбирательств. Не добившись отмены привилегий на православные святыни, Брестская униатская капитула пошла другим путём. Она начала жаловаться в различные судебные инстанции на городские цехи: скорняков, сапожников, кожевенников, а также отдельных наиболее активных лиц, участвовавших в восстановлении православия.


2 мая 1639 года Из жалобы Брестского униатского капитула на цех сапожников и кожевинников о неповиновении:

«Они оставила почти пустыми свои церкви и приходы, к которым испокон веков были приписаны, и, став отщепенцами, направились в церковь св. Симеона под юрисдикцию и в подчинение другого пастыря, епископа луцкого, его преосвященства отца Пузины».


8 мая 1641 года Из жалобы Брестского униатского капитула на цех скорняков о неповиновении:

«Члены цеха вот уже свыше 10 лет, как не повинуются…». «… с тех пор, как они силой захватили церковь св. Симеона, которую передали проклятой схиме, никакой повинности не выполняют». И вот другие цехи, видя непослушание и своеволие этих двух цеха и следуя их примеру, поступают таким же образом, и лишь не многие из них бывают на богослужениях.


2/15 февраля 1641 года (праздник Сретение Господне) Из Декрета короля Владислава IV об объединении сапожников и кожевенников — католиков и православных — в один цех и о преимуществах членов цеха католиков перед православными.


Владислав IV распорядился: 1) привилегии, пожалованные православным отменить и аннулировать, «за исключением их права на обычное богослужение»; 2) объединить православный цех с римо-католическим /ни один из членов последнего «не имеет оседлости» в городе/; 3) православные лишены возможности избрания старших в цехах, устранены от управления цехом. «Авторитет и старшинство» должны оставаться на стороне членов цеха католического вероисповедания, а не греческого» (т.е. униатского и православного); 4) православным запрещены отдельные собрания, сходки; 5) католики и униаты допущены к пользованию цеховой избой и лавкой цеха, которыми до сих пор пользовались только православные; 6) на православных возлагалась обязанность давать воск в пользу униатской церкви и католического прихода. Данному решению короля запрещалось «сопротивляться в малейшей степени» под угрозой штрафа в 1000 коп. лит. гр., а членам объединённого цеха — католикам, униатам, православным — запрещалось укорять друг друга. Таким образом, православное население отстранено от управления не только хозяйственной жизни цеха, но и города, лишились возможности влиять на выборы городского самоуправления.


В разгар судебных баталий — в 1640 г. — берестейские мещане просили игумена Купятицкого монастыря, назначить им игуменом Афанасия (Филипповича). Его борьба за православные святыни, братство отражена в «Диариуше». Чем она закончилась для Афанасия Брестского общеизвестно — в 1648 году он принял мученическую кончину.


«Надъ турецкую неволю, тутъ въ панстве христіанскомъ, православные люде болшую неволю терпятъ и маютъ!» [11].


МОНАСТЫРЬ В XVII—XVIII ВВ. БЫЛ ВАЖНЕЙШИМ ЦЕНТРОМ ОППОЗИЦИИ ПОЛЬСКО-КАТОЛИЧЕСКИМ ВЛАСТЯМ, ЦЕНТРОМ БОРЬБЫ С БРЕСТСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ УНИЕЙ 1596 ГОДА НЕ ТОЛЬКО В ГОРОДЕ, РЕГИОНЕ (ПОДЛЯШСКОМ), НО И НА ВСЕЙ «СТАРОЙ РУСИ».



ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ


Судебные преследования монастыря со стороны католическо-униатского магистрата, которые приводили к отнятию земельной собственности монастыря, война 1812 года и серия пожаров привели к его разорению и обеднению.


Решением Синода, утвержденного императором Александром I (от 1 августа 1824 г.) монастырь Симеона Столпника был обращен в приходской храм с одноименным названием, но с престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, так как службы велись в сохранившемся здании домовой церкви (построенном в 1810). Приход наследовал не только здания, земли, но и облачения, церковную утварь монастыря. Однако в 1835 году по случаю занятия местности под укрепления Брестской крепости все постройки (бывшие монастырские) были снесены [12]. Взамен приходская церковь получила капитал 5 200 рублей «за сломанные крепостью церковные строения» и определенную ежегодную сумму «в вознаграждение доходов с тех строений и угодий» от Брест-Литовского Инженерного ведомства. По указу Духовной Консистории от 28 ноября 1838 года проценты от суммы капитала и дополнительное вознаграждение было решено направить на содержание церковного причта [13].


Период с 1830 по 1865 год сложный как для города, так и для храма. Согласно отчетам православная приходская церковь преподобного Симеона Столпника (но до 1850 года с престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), продолжает действовать, кочуя с места на место до постройки нового каменного здания на Кобринском форштадте в 1865 году. Удивительно, что небесным покровителем Брест-Литовска при строительстве его на новом месте остался преподобный Симеон Столпник.


Все вышесказанное позволяет утверждать:


СИМЕОНОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР Г. БРЕСТА (1865) — ХРАМ-ПАМЯТНИК В ЧЕСТЬ ОДНОИМЕННОГО УПРАЗДНЁННОГО МОНАСТЫРЯ



Список источников

1. Ф. Ш. [Шперк, Ф.] Брест-Литовск / Ф. Ш. [Ф. Шперк] //Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И.А.Ефрона: в 86 т. — С.-Пб., 1890—1907 = Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи» [Электронный ресурс]. — 2000 – 2016. — Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/. — Дата доступа: 14.06.2016.

2. Матеріалъ для историко-топографического изследованія о православныхъ монастыряхъ въ Російской Имперіи: в 3 т. Т. 1 / сост. В. В. Зверинский. — СПб: Тип. В. Безобразова и Комп., 1890. — с. 226. — № 429.

3. Рункевич, С. История Минской архиепископии (1793—1832) / С. Рункевич. — СПб: тип. А. Катанского и К, 1893. — с. 9.

4. Литовские епархиальные ведомости (ЛЕВ). — 1863. — №23. — с. 901.

5. Пазднякоў, В. Берасцейскі Сімяонаўскі манастыр / Валерый Пазднякоў // Электронная энцыклапедыя «Вялікае Княства Літоўскае» [Электронный ресурс]. — 2005—2014. — Режим доступа: http://www.vkl.by/articles/283. — Дата доступа: 14.06.2016.

6. Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, издаваемый при Управлении Виленского учебного округа (далее — АСД): [в 14 т.]. Т. 11. — Вильна: Тип. А.Г. Сыркина, 1890. — с. 4.

7. Акты, издаваемые Комиссией, высочайше учрежденной для разбора древних актов в Вильне (далее —ВАК): [в 39 т.]. — Т. 2: Акты Брестского земского суда, [1431?1794 гг.]. — Вильна: Тип. А.К. Киркора, 1867. — с. 62.

8. Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII-XVIII вв. Том I. Акты по истории заграничных монастырей Киевской епархии XVII-XVIII вв.: в 3 ч. — Ч. I. / под ред. Ф.И. Титова. — Киев: Тип. И.И.Чоколова, 1905. — с. XXXII.

9. История российской иерархии, / Собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем бывшим Антониева, а ныне Юрьевскаго Новгородскаго монастыря архимандритом Амвросием. - М.: При Синодальной типографии. — 1807-1815. — Ч. 3: [Полный имянный список всех грекороссийския церкви лавр и монастырей...; Словарь исторический, содержащий по азбучному порядку описание всех епархиальных ... монастырей и пустынь грекороссийския церкви: А-Г]. —1811. — с. 28, с. 456-457.

10. Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII-XVIII вв. Том I. Акты по истории заграничных монастырей Киевской епархии XVII-XVIII вв.: в 3 ч. — Ч. III. / под ред. Ф.И. Титова. — Киев: Тип. И.И.Чоколова, 1905. — с. 1563.

11. Діаріуш Берестейскаго игумена Афанасія Филипповича, 1646 г. // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией: в 40 т. — СПб, 1878. — Т. 4. Кн. 1: Памятники полемической литературы Западной Руси. — С. 89

12. УК Брестский областной краеведческий музей. — Конверт 8. — КП — №13600. — с. 1-2.

13. УК Брестский областной краеведческий музей. — Конверт 3. — КП — №14270/6. — с. 1-2.

[1] Заштатными называли монастыри не получающие жалованья и существующие на доходы, добываемые священнослужением и трудами самих монахов. http://www.vehi.net/brokgauz/


Возврат к списку