Красота, которая спасает: о выставке Величит душа моя Господа!



29.05.2019

18 апреля - 12 мая в Бресте прошла православная выставка церковных произведений искусства «Величит душа моя Господа!»





Выставка, приуроченная к великим дням Страстной седмицы и празднованию Светлого Христова Воскресения, проходила в Художественном музее города Бреста, расположенном на территории Цитадели Брестской крепости. Данное мероприятие - совместный проект Православной Церкви (монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Брестской крепости) и светской культуры (Брестский областной краеведческий музей).




Краеведческий музей представил из своих фондов около десяти антикварных икон ХIХ - начала ХХ века, а также уникальную коллекцию старинных пасхальных яиц. В свою очередь Богородицкий монастырь сформировал основную экспозицию, выставив более 70 современных произведений церковного искусства, изготовленных за годы работы золотошвейной и иконописной мастерских молодого брестского монастыря. «Здесь представлены и произведения, которые вышли из-под рук сестер в первый год открытия нашего монастыря, - рассказывает настоятельница Богородицкой обители игумения Александра (Жарин), - и работы более поздние, в том числе и выполненные в этом году. Это и облачения на престол, и архиерейские облачения, и иконы, и покровцы на священные сосуды и, конечно же, иконы - все то, чем живет Церковь, и что является украшением храма…»



В своем слове на открытии выставки архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн поблагодарил руководство музея за возможность вместе «прославить Господа - прославить Его творчеством, которое создано руками человека, но по Божиему Промыслу и по таланту, который Господь дает каждому человеку». «Классик говорит, что красота спасет мир, - продолжил Владыка, - И это действительно так. И дай Бог, чтобы эта красота нашла приют, в первую очередь, в наших сердцах, в наших поступках и в нашей жизни. Тогда мы на самом деле будем прославлять Творца, тогда наши души будут действительно возвеличивать Господа – а ведь именно к этому призван каждый человек…»


Уникальность выставки «Величит душа моя Господа» – в том, что большинство ее экспонатов лишь временно оказались в стенах музея, покинув православные храмы, где они, как и положено произведениям церковного искусства, созданным для Церкви, живут полнокровной литургической жизнью. Так, все представленные на выставке архиерейские облачения, были с согласия Владыки «похищены» из архиерейской ризницы кафедрального Симеоновского собора. Удивительное чувство: мы любовались редкой красоты бордовым бархатным облачением ХIХ века, отреставрированным мастерицами Богородицкой обители, зная, что через два дня оно временно покинет выставку для торжественного богослужения Великого Четверга, а на следующий день снова вернется в выставочный зал, пронизанное напряженной литургической молитвой Страстной Седмицы. Пройдет еще несколько дней – и покинуть Цитадель придет черед белоснежному пасхальному облачению…



На белом пасхальном, а также на троицком изумрудном облачениях можно рассмотреть замечательные образцы уникального лицевого шитья – редкого искусства, пришедшего на Русь из Византии в Х веке. Шелком и иглой сестрами обители написаны лики Спасителя, Божией Матери, священномученика Никифора, преподобномученика Афанасия Брестского, преподобного Иоанна Дамаскина и святителя Льва Римского. Техника лицевого шитья – одна из самых сложных в золотошвейном деле. Мастер должен знать законы иконописи, долго совершенствовать технику. Особенность лицевого шитья - очень маленькие стежки (2-4 мм), тончайшие нити и особенная техника - каждый следующий шов делается «в раскол» предыдущему. Один неверный стежок может безнадежно испортить уже почти готовую работу – техника лицевого шитья не предполагает возможности распороть и перешить часть изображения, икона вышивается сразу «набело» и исправлению не подлежит…



Центральным экспонатом выставки стало еще находящееся в работе облачение на престол для греческого храма святителя Спиридона Тримифунтского на острове Корфу (где почивают мощи святого Спиридона). Поставленная перед сестрами задача оказалась непростой: престол в Свято-Спиридоновском храме – каменный монолит нестандартной формы, при этом необычайно внушительных размеров. Из-за технической сложности задачи несколько известных мастерских отказались от работы над облачением. А наши сестры взялись! Решением стало изготовление по отдельности четырех «лепестков» облачения с последующим соединением воедино.



Брестские мастерицы блестяще справились и с непростой художественной задачей - создать гармоничный и вместе с тем величественный орнамент, соединив в одном изделии машинную и ручную вышивку по золоту, а также украшение натуральным жемчугом. Уникальность получившейся работы подчеркивает гармоничное переплетение двух золотошвейных традиций - испанской церковной вышивки (массивные золотые цветы) и русского традиционного шитья натуральным жемчугом.


Еще одна колоритная и привлекающая внимание работа – изготовленное сестрами историческое знамя Брестского Александровского кадетского корпуса (1842-1854), наследником которого является кадетский корпус СОШ№ 35. И если для Витебского кадетского корпуса кадетское знамя шили аж в пензенской мастерской «Горлица», то брестские кадеты нашли замечательных мастериц в родном Бресте. Сестры также посоветовали кадетам отказаться от неудобного бархата в пользу задорного и выносливого шелка и помогли подготовить исторически верный эскиз кадетского стяга.



Не менее захватывающей стала экскурсия по второму залу экспозиции, где были представлены произведения иконописной мастерской Богородицкого монастыря, выполненные иконописцем обители - сестрой Варварой. Инокиня Варвара серьезно занимается иконописью с 2012 года. Замечательно, что она постоянно совершенствует свое мастерство, ежегодно проходя обучение в монастыре Пантократор на острове Корфу.





По благословению преподобного Паисия Святогорца, в этой обители возрождена утерянная прежде традиция древнего керкерского письма. Керкерский стиль иконописи – действительно особенный: он словно соединяет строгую аскетичность византийского стиля и мягкую теплоту человеческого сердца. Некоторые отечественные искусствоведы даже называют это греческое письмо «удивительно русским по духу».


Других мастеров, пишущих в уникальных традициях керкерской школы, в Белоруссии пока нет. Но если Богу будет угодно, то со временем мастерская Богородицкого монастыря может стать центром этой удивительной иконописной школы на Белой Руси.


Автор: Юлия Логашёва (Глущенко)





Возврат к списку