Завершилась выставка «Столп Берестейский»


26.10.2023
Назад


640-456.jpg


25 октября 2023 г завершилась работа выставки «Столп Берестейский», организованная Брестской епархией в сотрудничестве с Брестским краеведческим музеем в честь 1035-летия Крещения Руси и 375-летия мученической кончины святого Афанасия Брестского (Филипповича).

Она является итогом одноименного проекта, проводимого в течении всего юбилейного года, который состоял из пленэра и выставки. Для епархии это первый опыт проведения такого рода мероприятий. Казалось, что сам преподобномученик провел организаторов за руку. Период проведения пленэра каким-то непостижимым образом охватил и День Крещения Руси, и День города, покровителем которого является святой, и день Обретения мощей святого Афанасия. Еще более удивительно, что удалось достичь договоренности с музеем о проведении выставки именно в период торжеств – сентябре 2023 г.

В пленэре и выставке поучаствовало 16 художников. Фактически все они брестчане, за исключением Арсения Дворонина и Нины Чурабо. Однако несмотря на то, что Нина Чурабо проживает в Гродно, родом она из Бреста, дочь известного брестского мастера. Арсений приехал из Гомеля и принял участие в пленэре тоже не случайно – два года по распределению в 70-е гг. он трудился в нашем городе – хотелось окунуться в молодость.

Программными можно назвать триптих Арсения Михайловича Дворонина – «Святой преподобномученик Афанасий Брестский», «Свет неизреченный», «Восхождение», а также работы Наталии Николаевны Петровой – «Столп Берестейский», «Игумен Земли Брестской».


Петрова-640-524-1.jpg

- Петрова Н.Н.

Одна из них – «Столп Берестейский» – одноименна самой выставке. Наталия Николаевна сумела в одной работе отразить три Столпа – Столп Света – Христос, Столп – святой Афанасий в узах, а также физический столп – цекгауз в «круглой» башне, где содержался заключенный.

Вторая работа автора – «Игумен Земли Брестской» – это воплощение предсказаний святого Афанасия: 1. «Церковь правоверная будет в великом гонении от несправедливых гордых учителей церковных, от святыя веры отступивших, но потом процветет она яко крин посреди терния и яко искра в пепле зарытая явится, возсияет и повсюду здесь осветит» и 2. «где мое тело сие израненное и острупленное за имя Божие положено будет, тамо в окрестных местах никогда собрание злоумышленных супостатов, отступников от святыя веры, вредить не может, даже до последняго изречения праведнаго судии Христа». На картине преподобномученик изображен на первом плане во весь рост. За спиной у святого Афанасия река и город: он как бы закрывает их собой. Вверху цветущие крин-лилии, а по бокам терние.

По словам Арсения Михайловича Дворонина в своей картине-портрете он стремился показать суровость святого Афанасия, его несгибаемость в стоянии в православии, его непоколебимость, неподкупность.

640-277.jpg

- Дворонин А.М. 

Инна----300-359.jpg

- Серебрякова И.


Для многих посетителей откровением стала работа начинающего художника – Серебряковой Инны Викторовны «Молитва Афанасия Брестского».

Жанры в которых работали авторы – это и портрет (Арсений Дворонин, Серебрякова, Петрова), и пейзаж (Абдусаматов Дот Саматович, Денищик Инна Николаевна, Владислава и Игорь Сковородко, Чурабо Нина Николаевна, Леонович Светлана Владимировна, Потворова Татьяна Валерьевна), и архитектура (Макарук Виталий Леонидович, Ильяшевич Наталья Александровна, Кунашко Анна Павловна, Кисилюк Светлана), и интерьер (Романчук Игорь Алексеевич), и бытовая живопись (Леонович, Ильяшевич, Кунашко), и историческая (Кунашко «Связь времен») и иконографическая живопись (Сковородко Владислава «Обретение мощей святого Афанасия», Горчанюк Нила Николаевна).

640-281---.jpg

-Ильяшевич, Леонович, Кисилюк

Единственной работой, которую можно отнести к исторической живописи, является «Связь времен» или «Былое и новь» Кунашко Анны Павловны. Светящийся храм посередине рядом с которым стоят туйи, а за рвом женские фигуры, которые повернуты в сторону храма – он сосредоточение их внимания. По словам Анны Павловны ее поразила история древнего брестского монастыря Симеона Столпника (XI/XIII–1824) и та необыкновенная тишина на его территории, часть из которой сегодня принадлежит современной женской обители. И многие из сестер подтвердили, что ощущают эту небыкновенную тихую благодать. Известно, что это место мученичесвтва многих поколений православных. Сегодня все как-бы собрались на этот Свет, но между нами и этим Светом еще пока целая пропасть… Но как же выглядил древний храм? А что могли себе позволить бедные горожане и крестьяне? Скорее всего это обычное типичное для нашего региона деревянное строение. Его внешний вид автор подсмотрела в изданиях XIX в. «Холмской Руси».


Связь-времен-611-480.JPG

- Кунашко А.

Чурабо-640-305.jpg

- Чурабо Н.Н.

Основная масса работ написаны маслом, из них несколько особняком стоит портретно-иконографический Образ святого Афанасия Нилы Горчанюк с элементами декоративно-прикладного творчества. Около 10 работ выполнены в пастели. Потрясающе воздушными, поэтическими в этой технике стали пейзажи Чурабо Нины Николаевны – «Благословение небес», «Все дороги ведут в Храм», «Здесь живет любовь». В них видна рука уже зрелого мастера со своей манерой письма, непохожая ни на кого, с особой фактурой рисунка. Не менее интересными в данной технике стали работы и начинающих художников – Леонович Светланы Владимировны («Крестный ход в женской обители», «Розы монастыря», «Тишина монастырских стен») и Кунашко Анны («Колокольный звон»). Две работы Сковородко Владиславы выполнены в технике акварели, которая не допускает права на ошибку – все надо писать сразу начисто.

Выставка демонстрирует и стилистическое разнообразие. Импрессионизм – это стиль с довольно сложной техникой письма. Брестская художница Потворова Татьяна Валерьевна блестяще владеет ею. На выставке представлены две ее работы – «Свято-Симеоновский собор после дождя» и «Солнечный день. Южные ворота крепости». Несмотря на то, что большинство художников – это выпускники Витебского худграфа, но отличительные черты так называемой витебской школы – характерную манеру письма и колорит – из брестчан усвоил себе Сковородко Игорь Николаевич. Широкие объемные мазки, экспрессия линий и красок – присущи его пейзажам. Свой неповторимый почерк сложился у Романчука Игоря, который умеет создать особую атмосферу интимности, света, а также у Макарука Виталия, чьи работы отличаются воздушностью, прозрачностью. По-особому, как-то нарочито-намеренно, стилизует свои пейзажи Инна Николаевна Денищик.


DSCF3054.JPG

Потворова Т.В.

Сковородко-640-267.jpg

- Сковородко Игорь

Романчук-640.jpg

- Романчук И.А.

Макарук-640.jpg

- Макарук В.

Дот-Денищик.jpg

Абдусаматов Дот Саматович, Денищик И.Н.

Потрясающе композиционно выстроены полотна Абдусаматова Дота Саматовича, которые отличаются к тому же тонким серебристым колоритом. Прозрачность, насыщенность, звенящая чистота цвета характерна для акварели Сковородко Владиславы «Райский сад. В гостях у преподномученика Афанасия». При таком сочном, ярком колорите собрать все в одну композицию достаточно сложно, но автор блестяще справилась с задачей.

Влада-Афанасьевский-храм-640.jpg


Выставку закрывает другая работа Сковородко Владиславы, выполненная в технике акварели – «Обретение мощей святого Афанасия». Это что-то среднее между иконой и живописным образом. Автор стремилась не просто создать житийное клеймо, но сделать это живописными средствами, привлекательными для восприятия детей. Есть надежда на рождение детской книги о святом Афанасии. Первый кирпичик в фундамент будущей работы заложен. А сама работа станет программной для следующего 2024 года, когда Церковь будет праздновать 375-летие данного события…


640-480-Влада.jpg


Хочется выразить искреннюю благодарность всем авторам-художникам, музейным работникам за их труды. Благодаря всем Вам у брестчан практически два месяца была уникальная возможность не просто окунуться в юбилейные торжества, вникнуть в подвиг и путь святого покровителя нашего города, но и насладиться мастерством художников-земляков.