Житие священномученика архидиакона Никифора (Парасхеса Кантакузина)


18.10.2021
Назад


Житийная литература – это особый мир, это жанр сложный. В связи с тем, что почитание святых – это неотъемлемая часть православной духовности, то жития – это важная практическая, дидактическая часть богословия, которая должна явить образец идеального христианина.

Канонизация архидиакона Никифора (Парасхис-Кантакузина) по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) была совершена в ноябре 2001 года во Львове. Канонизирован он как ревностный защитник Православия и борец против унии.

Синод Белорусской Православной Церкви прославил в лике священномучеников в числе местночтимых святых Белорусского Экзархата от 31 января 2002 года архидиакона Никифора (Парасхеса-Кантакузина) на основании жития, трудов, подвигов и церковного служения, отмечая при этом его христианские добродетели: «праведность жизни и пламенеющую любовь к Богу, которыми он явил в себе пример покорности воле Божией и следования за Христом; ревность ко православному исповеданию веры в Господа нашего Иисуса Христа; мужественное стояние за веру православную на Брестском Соборе 1596 г., приведшее к претерпению изгнаний, неоднократных покушений на его жизнь и мученическую кончину».

Таким образом, произошло это все еще относительно недавно. Основой для решений стали научные труды церковных историков XIX в. – Жуковича, Мальшевского – и современных исследователей. Естественно встает вопрос о написании жития святого. Но насколько здесь важна документальность, сказать сложно. Сам житийный жанр предполагает определенный канон повествования. Жития рассказывают про святость, а не про события человеческой жизни, описывают путь к спасению, но духовное – незримо и сложно поддается реконструкции. Сам процесс осмысления от внешнего образа и жизненного пути святого до внутреннего требует много времени и усилий, не только знаний, но и личного духовного опыта. Можно сказать, что работа над текстом жития совершается временем…


Радостно, что такая работа ведется. На сайте Брестской епархии размещен вариант подробного жития, составленного в 2020-2021 гг. : 

https://pravbrest.by/житие

Для сравнения предлагаем Вам одну из первых, кратких попыток осмысления жизни и деятельности священномученика архидиакона Никифора (Парасхеса-Кантакузина), написанную в 2009 г. в год, когда Синод Белорусской Православной Церкви определил отдельный день памяти святого. Сегодня ее сложно найти в Интернете...









Никифор Парасхес Кантакузин, грек по происхождению, родился, по-видимому, в 40-е гг. XVI века в Стамбуле. Семья Никифора была достаточно состоятельной, что позволило ему получить хорошее образование в Падуанском университете. После окончания обучения Никифор остался в том же университете, где получил место “ректора наук еллинских и грецких”. Возможно, это было связано с семейной трагедией: сестра Никифора, христианка, попала в сераль к султану. Преподавательская деятельность была не долгой, но впоследствии Никифор с удовлетворением вспоминал, что даже “польские панята слушали его лекции”. Вскоре, в сер. 70-х гг. он возводится в сан диакона и назначается на должность проповедника в православной церкви св. Марка в Венеции, в которой он служил в течение семи лет. В начале 80-х гг. Никифор возвращается в Грецию, где получает звание протосингелла от Константинопольского патриарха Иеремии. Очевидно, Никифор пользовался большим доверием у патриарха, так как выполнял наиболее сложные и ответственные поручения. В апреле 1583 г. Никифор возглавил борьбу за сохранение старого календаря в молдавском городе Яссы. Находясь вблизи границы с Речью Посполитой, он посещает Острог, где вместе с Федором Спудеем преподает в Академии К. Острожского. Здесь же Никифор получает приглашение от коронного гетмана и канцлера Речи Посполитой Я. Замойского в основанную им академию в Замостье.

В Стамбуле Никифор появляется в 1585 г. и принимает активное участие в борьбе за возвращение на патриарший престол своего покровителя Иеремии, отправленного патриархом - узурпатором Пахомием в ссылку на о. Родос. Однако открытая поддержка прав законного патриарха привела самого Никифора к ссылке на о. Кипр и преследованиям со стороны новоизбранного патриарха Феолента. Никифору удалось ускользнуть из-под надзора и, воспользовавшись отъездом патриарха в Валахию, прибыть в Стамбул. Недовольство иерархов патриархом Феолентом, привело к новой церковной смуте. Было решено вернуть из изгнания Иеремию. Пока тот не прибыл, Никифор управлял патриархией в качестве эпитропа. Важнейшей заслугой Никифора на новом посту было сохранение православных святынь разграбленного турками главного храма патриархии - Паммакаристы (Всеблаженной).

Вернувшийся в Стамбул в конце 1587 г. патриарх Иеремия унаследовал оскверненные храмы, разоренную казну и большие долги. Патриарху ничего не оставалось, как отправиться за милостыней в богатую Москву. Во время отсутствия патриарха его вновь замещает Никифор в качестве протосингелла. До возвращения патриарха в Стамбул в 1590 г. ему удалось приобрести храм Богоматери Целительницы, где была устроена патриаршая резиденция, и вернуть долги заимодавцам. Тем не менее, Никифор получил замечание по поводу “лишних расходов” от патриарха. Возможно, оно было спровоцировано иерархами, недовольными деятельностью Никифора. В ноябре 1592 г. великий протосингелл получает соборную грамоту патриархов Иеремии Константинопольского и Милетия Александрийского, подтверждающую права дидаскала Никифора в епархиях Константинопольской патриархии. Еще при жизни патриарха Иеремии было решено отправить его экзархом на Западную Русь и в Молдавию. Так Никифор стал экзархом и получил право занимать место на соборах выше митрополитов и автокефальных епископов.

После кончины Иеремии в 1594 г. и двухнедельного правления патриарха Матфея, Никифор вновь на некоторое время становится местоблюдителем Константинопольского стола. До лета 1595 г., пока новый патриарх Гавриил не занял патриарший престол, Никифор был вынужден оставаться в Стамбуле. Одним из наиболее тревожных вопросов, беспокоивших константинопольскую патриархию, был вопрос о распространении церковной унии в Молдавии и Валахии. Вести эти сложные дела было поручено Никифору. Еще из Стамбула Никифором были разосланы письма местному духовенству с приглашением прибыть в августе 1595г. в г. Яссы на поместный собор. Собор осудил отступление православных епископов в унию и призвал православное население не повиноваться своим владыкам до тех пор, пока они не покаются и будут прощены. Это открытое противостояние церковной унии втянуло Никифора в сложный клубок политических интриг, возникших в Молдавии после смерти воеводы Петра, где столкнулись интересы исламской Турции и католической Речи Посполитой. Последняя усиление своих позиций видела в установлении в Молдавии и Валахии церковной унии. Военное противостояние усугублялось религиозным. Экзарх Никифор, обладая несомненными дипломатическими способностями, с одной стороны, способствовал укреплению на господарском престоле христианина, ставленника короля Речи Посполитой. С другой, успешно противостоял церковной унии. Открытая антиуниатская позиция Никифора беспокоила короля Речи Посполитой Сигизмунда III, уже отправившего посольство в Рим для подписания условий церковной унии для Речи Посполитой. Боясь приезда патриаршего экзарха, король издал постановление не пропускать послов константинопольского патриарха на территорию своего государства. Никифор, направляющейся к К. Острожскому, был обвинен в шпионаже в пользу Турции и арестован Я. Замойским. Позиция королевской власти была предельно ясна. Она не хотела никакого вмешательства в дело заключения церковной унии, считая унию лишь внутригосударственной проблемой. Не получив ни пропуска в Речь Посполитую, ни приглашения на Брестский церковный собор, на котором акт унии должен быть подписан, Никифор бежал из заточения, и прибыл в Брест в октябре 1596 г. для того, чтобы принять участие в заседаниях церковного Собора. Так начался последний отрезок земного пути экзарха Никифора. Однако это был путь в бессмертие.

Большую роль в событиях собора сыграл экзарх Никифор. Он фактически предопределил ход и решения Собора православных, сначала выведя его из растерянности, придал канонический характер Собору. Именно Никифор, с его громадным опытом и умом, сумел организовать православных и провести заседания православной стороны так, что решения православного Собора получили законную силу, а униаты были осуждены. Усилия Никифора практически нейтрализовали успех унии, несмотря на всю мощь соединенных усилий папы и короля. Донесения в Рим папского нунция и приставленного к Никифору иезуита Петра Аркудия, свидетельствуют о растерянности и беспокойстве католиков. Никифор, по их мнению, подрывал авторитет короля, присвоил себе не подлежащую ему власть.

Естественно, что король и католическая церковь были раздражены деятельностью экзарха. Сразу после собора начались гонения на православных. Сигизмунд III не замедлил издать указ о том, чтобы в кратчайшие сроки страну покинули все греки, не являющиеся гражданами Речи Посполитой. Вскоре ее оставили александрийский экзарх Кирилл Лукарис, белградский митрополит Лука и афонские архимандриты. Никифор продолжал вести себя независимо и бесстрашно. Он продолжал организовывать сопротивление унии, рассылая послания, ободряя и убеждая малодушных. Хотя он пребывал в землях кн. К. Острожского и преподавал в Острожской Академии, ему было ясно, что власти не оставят его в покое. Но он был исполнен решимости до конца бороться за православие, даже если за это ему придется отдать свою жизнь.

Поступки Никифора нельзя объяснить иначе, как тем, что интересы Церкви для него были выше своих. Как известно Никифор был обвинен в шпионаже в пользу Турции. И хотя суд закончился полным провалом обвинителей, однако Никифор не был выпущен на свободу. Без всякого приговора он был отправлен в Мальборгский замок, из которого не вышел. Никифор умер в 1599 г. в заключении от голода.

Чин канонизации священномученика архидиакона Никифора (Кантакузена) в нашей Белорусской Православной Церкви был совершен 31 января 2002 года, а его память празднуется в третью неделю по Пятидесятнице, в Соборе Святых Земли Белорусской просиявших.