Как рыбы, оставшись долго на суше, умирают, так и монахи, находясь долго вне кельи или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему как рыба рвётся в море, так и мы должны спешить в келью, дабы, оставаясь вне оной, не забыть о внутреннем бдении (прп. Антоний Великий)
Не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни (прп. Ефрем Сирин)
Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него единого... (свт. Григорий Богослов)
Живя в общежитии, ты должен соблюдать три правила, кои соблюдал и Псалмопевец, который, по собственному его признанию, как глухой не слышал, как немой не отверзал уст своих, и был, как человек не слышай и не имый во устех своих обличения (Пс. 37, 15). Точно так и ты будь слепым, глухим и немым, — слепым, чтобы тебе, подобно слепому, не смотреть, кроме избранного тобою для подражания, на неслужащее к назиданию, чтобы соблазнившись, не избрать худшего, — глухим, чтобы не внимать, подобно глухому, тем словам, кои произносят непокорные, упорные, порицатели... кои очень легко могут своим примером развратить, — немым, по примеру Псалмопевца, который говорит: рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ (Пс. 38, 2—3), чтобы быть тебе неподвижным и ничего не отвечать, подобно немому, когда слышишь злословия, когда наносят тебе обиды. К сим правилам надобно присовокупить особенно четвертое, которое требует того, чтоб ты, по учению Апостола, был буй в мире сем, чтобы тебе сделаться премудрым (см.: 1 Кор. 3, 18), т. е. не рассуждай о том, что тебе приказано будет, но всегда в простоте сердца и с верою неси послушание, почитая святым, полезным и мудрым только то, что тебе повелевает Закон Божий или старец. Когда ты будешь утвержден в сих правилах, то постоянно пребудешь в сем учении и при всех искушениях и кознях врага не выйдешь из общежития (прп. Иоанн Кассиан)
Монах тот, кто во всем делает себе принуждение (Авва Захария)
Монахам дело - помыслы очищать, а у мирян главное - намерение доброе при делах иметь (Свт. Феофан Затворник)
Монашество есть прямой путь к чистоте сердечной (Свт. Феофан Затворник)
Монах тот, у кого так устроено внутренне, что только и есть Бог, да он, исчезающий в Боге (Свт. Феофан Затворник)
Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть то же мученичество в сущности своей (Свт. Игнатий Брянчанинов)
Мы для того и вступаем в монастырь, чтобы открыть в себе скрытно живущие страсти и отношение нашего естества к духам злобы, которым оно поработилось произвольно. Для того мы разрываем узы с миром, оставляем общество человеков, родственников, имущество, чтобы увидеть наши внутренние узы и расторгнуть их десницей Господа (Свт. Игнатий Брянчанинов)
Монашество само по себе имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположением, и проходит оное с простотою и незлобием во смирении (Преподобный Амвросий Оптинский)
Для истинного монаха не существует никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение - непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают от Бога (Схимонах Парфений)
Монастыри — тихая пристань. Они подобны светочам, которые светят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине... (свт. Иоанн Златоуст)
Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств (прп. Иоанн Лествичник)
Отрекшийся от вещей мирских, как то: жены, имения и прочего, соделал монахом человека внешнего, а еще не внутреннего, отрешившийся же от страстных помыслов соделал таковым и внутреннего человека, т. е. ум. Внешнего человека легко сделать монахом, если только захотеть, но не мал подвиг сделать монахом внутреннего человека (прп. Максим Исповедник)
Монах должен иметь память Божию вместо дыхания (прп. Григорий Синаит)
Мученики терпели напасти от человеков... Чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их... тем большее получали дерзновение к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол, тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святаго Духа здесь, во время земного странствования, среди самих страданий своих (свт. Игнатий Брянчанинов)
Монастырь есть нравственная врачебница (свт. Игнатий Брянчанинов)
Вступающий в иноческую жизнь должен отдаться всецело воле и водительству Божиим, благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие благоугодно будет промыслу Всевышнего попустить рабу Своему во время его земного странствования (свт. Игнатий Брянчанинов)
Монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, среди ли многолюдства, или в глубочайшей пустыне (свт. Игнатий Брянчанинов)
Монастырь — общество борющихся с собою Царствия ради Небесного (свт. Феофан Затворник)
Один Бог да душа — вот монах... коль скоро не таков кто, то и не монах (свт. Феофан, Затворник)