Слово Высокопреосвященейшего митрополита Липецкого и Задонского Никона: "Звание Христианин"

Слово Высокопреосвященейшего митрополита Липецкого и Задонского Никона: "Звание Христианин"


Митрополит Липецкий и Задонский Никон.jpg


«Помни Господа Иисуса Христа..., воскресшего из мертвых… Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен…» (2 Тим 2:8, 11-13).


«Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф 4:1), – просит нас апостол Павел. Но о каком звании он говорит? О том, которое куплено для нас слишком дорогою Ценою – Кровью Христовой (ср. 1 Кор 6:20); о том, которое Господь доверяет каждому, кто в крещенской купели рождается для Жизни Вечной, – о звании христианина.


Это звание – талант, который недостаточно просто сохранять. Если я христианин – значит, весь Христов, значит, должен учиться жить в познании Воли Божией, чтобы все мои дела, мысли и чувства обрели живую печать Его Духа. Для того нам и дан разум, чтобы, различая добро, стремиться к нему, а распознавая в себе начатки зла, смиряться и с покаянием уклоняться от него.


Дорогие мои, если мы не научимся чувствовать и поступать так, как Сам Спаситель поступал и чувствовал, то не раскроется в нас образ Божий. Ведь если мы – последователи Христа, то призваны в Нем преобразиться, с Ним умереть, с Ним ожить и с Ним царствовать в Вечности (ср. 2 Тим 2:8, 11-13).


Как важно проникнуться этим и переустроить свою жизнь так, чтобы вся она освящалась Духом Христовым. И Он непременно коснется и других – потому что все мы связаны незримыми нитями. Ведь часто бывает так, что, почувствовав дыхание Божие в простом человеке, от греховного сна вдруг пробуждаются многие, порой даже самые заблудшие и отчаявшиеся души.


«Но как, – спросите вы, – в современном мире, услаждающемся пороками, озлобленном гордыней, враждой и разделением, развить в себе "те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Флп 2:5)?» И мы найдем ответ, если начнем всматриваться в пример Спасителя, если начнем вслушиваться в ту главную проповедь, которую благовествовало биение Его сердца в часы, когда, распятый, Он умирал на Кресте. Презирал ли Он, осуждал ли, ненавидел ли Своих гонителей и глумившуюся над ним толпу? Нет. Претерпевая немыслимую боль, истекая кровью, но, уже молча сострадая их помраченным сердцам, Он молился об их спасении…


И среди шума злорадствующей и любопытствующей толпы боль Его предсмертной молитвы была услышана. Кем? Распятым рядом разбойником – таким же грешником, как и многие из нас: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк 23:42) – попросил он Христа. А следующим стал сотник, руководивший римскими воинами, которые казнили в тот день приговоренных: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк 15:39), – произнес он, видя, как Спаситель испустил дух.


Давайте задумаемся о пути тех, кто там, на Голгофе, услышал беззвучный призыв Спасителя. Благодать, преобразившая эти судьбы, освятила их уже за то, что за Христом они последовали не тогда, когда увидели Его восседающем на Царском троне, а тогда, когда Он был распят и умирал на Кресте, истекая Кровью. И за такую веру умирающему вместе с Ним Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Да, благоразумный разбойник вошел с Ним в рай первым из всех, прежде живущих. А что же сотник? Произнесенное им свидетельство о Сыне Божием там, у Креста, по благодати Господней положило начало его мужественному исповедничеству веры Христовой[1]. Слушая его проповедь, ко спасению обратились многие. Когда же настал час, то, благословив тех, кто пришел убить его, сотник принял смерть за Христа с радостью, – взойдя на свою голгофу, он чаял встречи с Ним в Царствии Небесном.


Этим путем шли многие… В своем призвании христианина, несмотря на скорби и гонения, не прекращал приносить себя в жертву и апостол Павел. Благовествуя Учение Христово ради спасения ближних, он был благодушен и счастлив: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии… Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим 1:12-13, 15).


И действительно, из гонителя он преобразился в одного из самых ревностных благовестников Воли Божией о всем человечестве. И с тех пор его преследовали, чтобы убить. Он сознавал собственное бессилие, но на всех путях своих продолжал благовествовать и славить Бога, подававшего ему силу: «Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"… Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12:9-10). С таким же благодушием апостол Павел принял мученическую кончину за Христа и за ближних, ради которых, исполнив Завет Его, он положил свою душу (ср. Ин 15:13). Он радовался, что и в смертный час уподобится Господу…


Конечно, оправдывая свое маловерие, можно сказать, что всех их Господь призвал особым образом. Но нет: каждый из нас – не исключение. И вот так же (беззвучно, но во всех обстоятельствах жизни) Промысел Божий призывает и нас стать сопричастниками Евангелию, чтобы, покаявшись и преобразившись в своих делах, все мы без исключения – и прежде скорбевшие, и озлобленные, и отрицавшие, и предававшие – восприняли бы Его благодать и обрели возможность войти в радость Его Царствия в Вечности. Потому что звание «христианин» – это не что иное, как дар: возможность быть спасенным для Небесного Отечества. Но приумножится ли этот драгоценнейший из всех талантов, принесет ли заповеданный плод – зависит только от нас.


* * *


Да, печать благодушия и благодарности Богу в скорбях и испытаниях – это благодатное состояние, отличающее христианина. Эта «печать» свидетельствует о том, что душа пребывает во Христе: в тех же чувствованиях, что и ее Спаситель, – Им и сильна, Им и живет. А оттого за ней потянутся к Нему и те, кто все еще слабее.


Во времена Диоклитиана в Кесарии Каппадокийской жила девица-христианка Дорофея – благочестивая, смиренная, кроткая, целомудренная. По приказанию правителя Саприкия ее схватили и подвергли пыткам, чтобы она отреклась от Христа и принесла жертву языческим богам. Она не поддалась, и тогда призвали к ней двух бывших христианок: Христину и Каллисту – прежде эти женщины убоялись мучений, отреклись от Господа, уклонившись в нечестивую жизнь. Соприкосновение же с измученной, но при этом кроткой и смиренной девушкой принесло обратные плоды. Твердость веры и благодушие, в котором пребывало ее сердце перед неминуемой кончиной, так поразило этих женщин, что они раскаялись в своем отступничестве и снова обратились ко Христу. Воодушевившись примером святой Дорофеи и принеся покаянную молитву ко Господу, чтобы вернуть себе звание христианок, Христина и Каллиста решились на мученическую кончину…


Свой смертный приговор Дорофея приняла с радостью. Когда ее вели на казнь, Феофил – один из приближенных к правителю ученых мужей – с насмешкой выкрикнул ей вслед: «Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха твоего розовых цветов и яблок!» Дорофея кивнула ему, а дойдя до места казни, попросила немного времени на молитву. С какой же искренностью и любовью идущая на смерть девушка вознесла молитву о своем гонителе-насмешнике, что Господь не замедлил дать ей просимое! Когда Дорофея окончила молиться, ей предстал Ангел и подал на чистом полотне три яблока и три розовых цветка. Исполнив последнее желание мученицы, ангельские дары отнесли Феофилу. В тот момент ее голова была усечена мечом…


Возможно ли передать словами, что чувствовал прежде презиравший христиан Феофил, держа в руках чудесные Небесные дары, вымоленные для него идущей на смерть девушкой? Он уверовал во Христа – и за то, что объявил себя Его последователем, был подвергнут жесточайшим истязаниям и принял мученическую кончину.


Нет сомнений, что в подвиге исповедничества и решимости пострадать ради Христа в земной жизни души святых мучеников Дорофеи, Феофила, Христины и Каллисты[2] обрели радость Господа своего в Царствии Небесном и теперь предстоят пред Престолом Божиим в молитве за весь род человеческий.


А что же мы? Что скажем Господу? Приумножаем ли вверенный нам талант? Как много соблазнов своим нехристианским образом жизни, порой сами того не понимая, мы, именующие себя христианами, сеем в сердца тех людей, которые, быть может, еще не восприняли от Господа дар веры, но все же всматриваются, ищут пример… Соблазняясь делами нашей жизни, иные неокрепшие в Православной вере души сворачивают с пути, ведущего ко Христу или, более того, отпадают уже от лона Церкви Христовой… Как же страшно!


Сколько душ повреждаются, воспринимая от нас неблагочестивый, горделивый образ веры! Можно ли сопоставить наши по-фарисейски произносимые «вероучительные» речи со смиренным духом слов апостола Павла, упреждавшего нас от такого скользкого пути: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею… Но боюсь, чтобы как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор 11:1-3).


Но, продолжая мудрить и пренебрегать простотой евангельских заповедей, поврежденный гордостью ум, прикрываясь званием христианина, все чаще становится орудием и провозвестником духа и учения совсем иного – не Христова. И если так, то чем мы, например, отличаемся от протопресвитера Ария (III в.), именовавшего себя последователем Его, но насадившего ересь во многих сердцах, находившихся в лоне Церкви Христовой, если зачастую пытаемся прикрыть евангельским словом свои нехристианские цели, беззаконие и лукавство? Однако не стоит забывать, какие наказания приходят вслед таким дерзким вероломным поступкам. Господь открывает людям суть тех, кто попирает Его Учение.


Так, когда Арий гордо шел по центру Константинополя, обращая на себя взгляды, он услаждался мыслью о том, что, несмотря на утверждаемую им ересь, он не перестанет быть членом Церкви Христовой. На пути внезапно страх совести овладел им, а вместе со страхом явилось и крайнее расслабление желудка. Он умер в отхожем месте: его чрево разошлось, и все содержимое вместе с внутренностями выпало наружу. Таким страшным образом закончилась земная и ознаменовалась вечная участь человека, попиравшего звание христианина и соблазнившего к вечной погибели многие души, за которые умер Господь.


А сегодня такие плоды приносит и наше безрассудное бытие. Так и живем, и не задумываемся, что, призванные по Благодати стать сынами и дочерями Небесного Отца, мы продолжаем поступать хуже язычников: искажая делами своей жизни не только сам образ последователя Христова, но зачастую и суть веры Православной. Забывая о заповедях и примере Спасителя, мы напитываем образ нашей веры духом совсем не Христовым – духом мiра: его политикой, блудом, гордыней, враждой, ненавистью, лукавством, злым обособлением…


Но для того ли мы призваны из небытия в бытие, чтобы попирать своей жизнью чистоту Православной веры, святость Заповедей Христовых, Его Долготерпеливую, по-прежнему распинаемую нашим греховным безумием Любовь? Ведь если вокруг нас столько злобы, бед и несчастий – значит, противится нам Господь, и нет в нас покаяния и смирения, чтобы принять Его всевосполняющую живительную Благодать (ср. Иак 4:6).


Дорогие мои, давайте вспомним слова святителя Тихона Задонского: «Стыдно гордиться рабам, когда Господь их смирен». Давайте прекратим поиск услаждений – жизни вседовольной (без всякой тяготы и дискомфорта). Да, мы пока не способны к сугубым подвигам, но еще не поздно, призывая Бога на помощь, воспитать в себе верность Его заповедям, научиться с благодушием претерпевать любые трудные обстоятельства: когда бываем обижаемы, притесняемы, когда чего-то лишены или терпим любой недостаток, будь то в здоровье, вещах, пище, одежде или же добром к нам отношении… И уже хотя бы в этом будет проявляться наша любовь к Богу как свидетельство взятого креста и ежедневного стояния в борьбе и подвиге, как свидетельство исполнения той Воли Божией о нас, о которой напоминает апостол: «…для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1 Тим 1:16). И когда придет наш час исповедовать свою верность Христу, то укрепляемые благодатью Божией, мы смиренно принесем Ему и благодарение как талант, приумноженный во времени. Аминь.




[1] Римский сотник Лонгин, руководивший казнью Спасителя, вместе с двумя своими друзьями, которые, будучи свидетелями Христовой смерти и воскресения, так же ревностно уверовали в Господа, оставил свой воинский сан и одежду, он отказался от подчинения римской власти и полностью посвятил себя на служение Богу. Приняв Крещение от святых апостолов, со своими единомышленниками он пошел в Каппадокию, где стал проповедником и апостолом Христовым и многих обратил от заблуждения к Истинному Богу. За это Лонгина хотели убить. Но, узнав, по откровению Божию, о готовившемся ему венце мученичества, бывший сотник возрадовался и вместе со своими друзьями по-христиански уготовился ко встрече со Христом. Благословив своих преследователей, все трое христиан-исповедников приняли от них мученическую смерть. Память мч. Лонгина Сотника, иже при Кресте Господнем, совершается 29 октября (н. ст.) (прим. ред.).

[2] Память святых мучеников совершается 19 февраля (н.ст.).


Информация взята с журнала: "Задонский Паломник" № 103


Возврат к списку