Явление этого образа произошло в 1182 году в селе Купятичи, которое находится в пределах Пинского района Брестской области. Однажды некая девица Анна пасла стадо овец и увидела в лесу между деревьями яркий свет. Подойдя поближе, она заметила на дереве небольшой крест с изображением на нем образа Пресвятой Богородицы. Девица сняла его и с великой радостью отнесла в дом родителей. Здесь она спрятала святыню и возвратилась к своему стаду.
Через некоторое время Анна снова увидела на том же месте сияние. Думая, что это второй крест, она повесила его себе на Шею. Вечером Анна пригнала стадо домой и захотела показать отцу бывший у нее на шее крест, но его там не оказалось. Тогда она вспомнила, что у нее есть другой такой же крест и пошла искать его, но также не нашла. После этого Анна вместе с отцом отправилась в лес, где они в третий раз обрели крест на прежнем месте. Святыня была принесена домой.
На следующий день, когда благочестивое семейство хотело помолиться перед крестом, его снова не оказалось в доме. Пораженный этими событиями крестьянин рассказал о них своим односельчанам, и тогда уже все вместе пошли к указанному месту и снова нашли крест на том же дереве. Чудо возбудило у крестьян благоговение, и на месте явления креста был построен храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором и была поставлена нерукотворная икона. С этого времени благодать Божия прославила образ различными чудотворениями.
Спустя некоторое время храм был сожжен татарами. Образ пропал, и место, на котором стояла церковь, совершенно запустело. Но Божий Промысл снова открыл людям драгоценную святыню.
Однажды мимо сгоревшего храма проходил путник Иоаким. Внезапно его озарил необычайный свет, исходивший, как ему показалось, из земли. Он приблизился к дивному явлению и увидел, что на земле лежит крест с изображением Божией Матери. Не дерзая коснуться святыни, Иоаким известил о виденном им жителей села Купятичи. Они сразу узнали святыню, которой лишились несколько лет назад, и с благоговением отнесли ее в свою приходскую церковь. В следующую же ночь Иоаким удостоился видения Богородицы, повелевшей ему неотлучно пребывать при храме. Отложив свое путешествие, он внял голосу Владычицы и остался при церкви пономарем.
Как-то раз одна княгиня без согласия священника была погребена в храме перед образом Богородицы. Но еще перед этим пономарь Иоаким получил откровение о том, чтобы тело княгини в церкви не полагалось. Эту волю Божией Матери он объявил священнику.
На другой день ничего не ведавший о погребении иерей, придя в церковь, нашел ее тело изверженным из земли. Не желая сделать это дело гласным, священник похоронил останки княгини на том же месте, но этой же ночью ему предстала в видении Богоматерь и грозно сказала: “Зачем вы не исполнили Моего повеления? Если будете еще противиться и не вынесете тело, Я отниму от вас церковь сию и поселю здесь иноков”. После этого тело было вынесено из храма и предано погребению на общем кладбище.
Однажды вознамерился некий святотатец обокрасть купятицкую церковь. Зная, что ночью пономарь пойдет в храм, он спрятался у дверей и стал его поджидать. Пономарь пришел и, ничего не подозревая, начал отпирать церковные двери. Вор замахнулся на него топором, но дерзновенные его руки отнялись, и он не мог двинуться с места. Пономарь, не заметив всего этого, вошел в храм, взял, что было нужно, и возвратился в свою келию. Вор же, стоя с поднятыми руками, пришел в неописуемый ужас, и со слезами обратился к Пресвятой Богородице о помиловании, обещая исправиться
и оставить навсегда свое дурное дело. Во время молитвы перед несчастным преступником предстала Матерь Божия и, обличив его в злодеянии, исцелила его с условием, что он исправится. Злодей на некоторое время образумился, но по прошествии трех лет снова был уличен в краже церковных вещей в селе Молодово и осужден на казнь. На пути к месту казни он поведал всем о бывшем с ним чуде в купятицкой церкви.
В 1629 году при купятицкой церкви возник монастырь, названный по имени селения Купятицким. В этой обители образ находился до середины XVII столетия, когда в западной части России водворились сначала бенедиктинские, а затем и униатские монахи, завладевшие Купятицким монастырем. Благоговейные почитатели чудотворного образа перенесли его в Киевский Софийский собор (1665 г.). Была сделана копия с него, которая до сих пор находится в Свято-Никольской церкви села Купятичи. Чудотворения от образа продолжались.
Инок Купятицкой обители Вениамин, желая узнать, на каком дереве написана чудотворная Купятицкая икона, стал резать образ ножом. За этот поступок он был наказан. Через некоторое время сопровождавший его в дороге слуга напал на инока и изранил его ножом. Инок усмотрел в этом кару Божию за свое дерзкое любопытство.
Во время украшения купятицкого храма перед праздником Благовещения упал с подмостков один из работников и ударился лбом об острие гвоздя. Рана была настолько велика и болезненна, что несчастный целые сутки не приходил в сознание. Иноки усиленно молились Пресвятой Богородице об исцелении болящего. И свершилось дивное чудо: больной пришел в чувство, и его глубокая рана закрылась.
Пинский судья Маскевич был парализован. Когда перед Купятицкой иконой по его просьбе был отслужен молебен, он встал с одра совершенно здоровым.
Некий Павел Война в своем дерзком богохульстве стал шутить над чудотворной Купятицкой иконой, и гнев Божий поразил его за кощунство: он тут же впал в тяжкий недуг, скоро сведший его в могилу.
В 1629 году, в ночь под праздник Введения во храм Богоматери, в купятицкой церкви совершилось чудесное явление: невидимой силой перед чудотворной иконой зажглась свеча.
К 1632 году один благочестивый житель купятицкого села сподобился слышать в церкви ангельское пение “Слава в вышних Богу”.
Игумен Брестского Свято-Симеоновского монастыря преподобный Афанасий Филиппович, потерпевший гонение и принявший мученический венец от католиков 20 июля 1648 года, прислал копию с Купятицкой иконы в дар царю Михаилу Феодоровичу.
По виду своему Купятицкая икона представляет небольшой медный крест в 12 см длиной и столько же шириной. На одной стороне креста находится изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, а на другой – Распятие.