В поисках Берестейского креста ...



25.06.2023


1-Крест-весь-308-640-крест.jpg


С момента учреждения в 1984 г. Собора святых земли Белорусской появился интерес к местным святым и святыням. Этот интерес связан не просто с их изучением, но и желанием возродить утраченное. Как известно, с 1992 по 1997 г. шла напряженная работа по воссозданию Креста прп. Евфросинии Полоцкой, а в 2020 г. реконструирован Туровский крест, утраченный после землетрясения еще в XIII в. Уникальные медальоны с ликами святых, найденные при раскопках в Турове белорусским археологом П.Ф. Лысенко еще в 1962 г., стали отправной точкой в долгом пути реконструкции Туровского креста.


Изучая научные труды П.Ф. Лысенко, который проводил раскопки не только Турова, Пинска, но и Берестья, невозможно было не обратить внимания на то, что и здесь археолог обнаружил «свинцовые иконки-вставки напрестольного креста…» [106 с.]. К сожалению, письменных сведений о Берестейском напрестольном кресте не выявлено, но есть, как и в случае Туровского креста, иконки-вставки, так называемые медальоны с ликами. Возможна ли такая же научная реконструкция Берестейского креста на основе археологического материала? Казалось бы, со смертью автора открытия П.Ф. Лысенко надежда на такую возможность потерялась, но все же хочется верить, что найдется профессионал-энтузиаст.


640-449.jpg

Лысенко, П. Ф. Киев и Туровская земля / П.Ф. Лысенко // Киев и западные земли Руси в IX—XIII вв. – Минск: Наука и техника, 1982. – С. 81-108



640-47-Лысенко.jpg

Там же. - стр. 106



Однако кроме археологической находки есть и другая, и не менее интересная – изображение из альбома. В 8 томе «Памятников русской старины в западных губерниях…», изданном П.Н. Батюшковым в 1885 г. был обнаружен «Крест X или XI века, хранящийся в Брестском соборе». В этой находке поразила датировка, указанная авторами книги – «X или XI век» и то, что этот крест еще в XIX в. использовался в богослужении в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста.


605-480.jpg


2-назв-320-74.jpg


Однако специалисты по искусствоведению разочаровали сразу. Практически все отнесли его к типу Креста прп. Авраамия Ростовского, который, по их словам, датируется не ранее XIV в.


А после того, как было найдено более крупное изображение креста и удалось прочесть текст, размещенный на кресте, стало понятно, что это действительно Крест прп. Авраамия Ростовского. Надпись гласила: «Сей крест в граде Ростове во Аврамиеве монастыре св. Иоанном Богословом дан пр. Аврамию победити идола Велеса при князе Владимире. Преставился Аврамий в лето ҂s҃фиi (т.е. 6551). Зри о сем в пролозе октября 29 дня». Лето 6551 от Сотворения мира – это 1043 год. Датировка, указанная на самом кресте таким образом, действительно XI в. Это один из самых известных, почитаемых и распространенных напрестольных крестов на Руси.


3-237-640-ниж-часть-надпись.jpg


Однако, искусствоведы в своих рассуждениях исходят из того, что прп. Авраамий Ростовский жил в первой половине XII в., а значит крест не может датироваться ранее. Кроме того, считается, что сама святыня утрачена, но сохранились многочисленные переливки, самая древняя из которых относиться к XIV в.


Следует обратить внимание, что историки расходятся в датировке жизни преподобного. Митрополит Макарий Булгаков определял время подвигов святого первыми десятилетиями существования христианства на Руси, В.О. Ключевский - 1073-1077 гг., А.А. Титов - XI - нач. XII в., Е.Е. Голубинский и А.П. Кадлубовский, не считавшие Авраамия Ростовского основателем Богоявленского монастыря, – XIV в. Эти разногласия порождены многочисленными противоречиями в тексте жития преподобного. Митр. Макарий Булгаков выделил 3 редакции жития Авраамия Ростовского. Что интересно, в одном из древнейших житий преподобного Аврамия Ростовского сообщается, что родился он в пределах Галицких, в городе Чухломе в XI веке, т.е на западной Руси. Так что не все так однозначно.


Не менее противоречивы и сведения о подобных «шестиконечных» крестах. Эта форма известна уже по изображениям на монетах византийских императоров. Но вот вопрос – они епископские или воздвизальные? Какова их датировка. В статье В. Г. Пуцко «Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков» высказывается предположение, что крест прп. Авраамия это «копия более раннего оригинала, столь органично соединившего иконографические и стилистические черты византийского и романского искусства». В пример он приводит крест из Аксманич, который датируется 1181 годом, крест из Галича по типологическим признакам относят к XII-XIII вв. Крупный языковед И.Д. Срезневская датирует крест прп. Авраамия ко времени около 1125 г. на том основании, что подвижник был современником Владимира Мономаха. Таким образом, с XIV в. мы теоретически опускаемся уже до XII в.


Однако тот же В. Г. Пуцко отмечает, что крест прп. Авраамия пользовался большой популярностью у русских старообрядцев, которые воспроизводили его в литье в XVIII-XIX вв., изменив характер моделировки и добавив надпись на рукояти вышеупомянутого содержания. Сложно не специалисту-искусствоведу что-то сказать, но мне кажеться, что именно старообрядцы наибольшие консерваторы, они, как правило, искали и воспроизводили как раз наиболее древние образцы. В конечном итоге и в исследовании жития прп. Авраамия и его креста одни сплошные загадки.


Кроме того, пока у нас нет никаких сведений как Крест X или XI века попал в Брестский Симеоновский собор, выстроенный в 1865 г., и где он сейчас. Известно, что сам собор – храм-памятник одноименного монастыря. Он наследовал не только строения, но и все движимое имущество древней мужской обители преобразованной в приходской храм. Мог ли он оттуда попасть в новопостроенный каменный собор. Мог, но, чтобы это показать необходимо исследование описей движимого имущества монастыря, а большинство документов исчезло в XIX в. По имеющимся в наличии описям 1762, 1817, 1824 г. крест не прослеживается.


Есть еще один путь, который грешит субъективизмом: порассуждать, а на каком основании автор и издатель книги датировали крест. Возможно, что на основании надписи на кресте, где указан 1043 г. Кроме того, в 60-е гг. XIX в. начала распространяется информация о том, что: «основание Брест-Литовска положили православные монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства в России [!!!] и основавшие общежительный монастырь во имя преподобного Симеона Столпника; этот монастырь дал начало городу, в котором процветало православие до соединения Литвы с Польшею». Возможно, что издатели учитывали и эти сведения. Были ли в их руках документы, подверждающие их датровку не известно.


Однако, кроме всего прочего обращает на себя внимание графическое изображение двух Ангелов и надпись со сноской возле второй перекладины «Креста X или XI века, хранящегося в Брестском соборе», которые разместил издатель книги: «Два Ангела с лучшего барельефного изображения Богоматери византийского стиля XI в*». А под сноской * написано: «L'art Byzantin par C. Bayer» («Византийское искусство» К. Байера). Если присмотреться, то графическое изображение двух Ангелов с барельефного изображения Богоматери византийского стиля XI в. аналогичны с теми, которые есть на кресте. Сноска указывает на источник информации – монографию 1883 г. издания (Bayet, Charles M. A. L. L'art byzantin / C. Bayet (1883), с. 191). Таким образом, можно утверждать, что авторы, какой бы информацией не обладали, подошли к ней критически, перепроверив ее, в соответсвии с доступными им возможностями.



4-640-467-верх-часть-креста.jpg



7-виз-иск-Байет-640-106.jpg



5-Визан-иск-413-640-с-191-.jpg


6-Визант-иск-во.jpg



Каков же итог? Есть изображение Креста с подписью и, по сути, все. Ничего определенного с точки зрения научного исследования сказать невозможно. Нет однозначного, выверенного знания ни о жизни прп. Авраамия, ни о его кресте. Кроме того, нет сведений, как и когда он попал в Брест, где он сейчас. Если бы Крест был в наличии в его вещественной форме, то была бы возможность исследовать ее. Однако, увы. При этом есть точки сборки и возможности создания гипотезы. Часть информации вполне коррелируется. На взгляд автора, стоит поискать как исторические источники, так и сам крест. Именно для этого писалась вся эта статья – привлечь интерес к данной теме.


Копий Креста прп. Авраамия слишком много. Его тиражируемость, или так называемая серийность, отсутствие уникальности, как это присуще кресту прп. Евфросинии, делает бессмысленным его воссоздание. Важен поиск именно указанного в 8 томе «Памятников русской старины в западных губерниях…» и понимания как он стал еще и Берестейским. Однако история явления креста прп. Авраамия Ростовского заслуживает особого внимания, она показывает почему он был таким популярным и тиражируемым, поэтому приведем ее в дополнении…

 






 

«Видев же преподобный Авраамий прелесть идольскую сущу во граде Ростове, не убо беша еще граждане прияли святой крещение, но чудьски живуще, и покланяющеся идолу каменну: омрачен ибо суть прелестию сердца их сатаниною, яко близ его никтоже смеяше ходити путем тем. … преподобный же отец наш Авраамий помолися Богу, и иде в царствующий град взыскати дому Иоанна Богослова. И явися ему святый Иоанн Богослов на пути, и вдаде ему трость, и глаголав ему: возратися в Ростов, и избоди тростию сего идола Велеса. И рцы ему: во имя Иоанна Богослова да сокрушишися. И абие сотвори тако святый, и бысть весь идол в прах. И на том месте постави церковь во имя Иоанна Богослова».

И посем взем благословение от епископа, и водрузи церковь малу, во имя святого Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, идеже прежде идол Велес бяше. И постави келлии, и монахи призва, и печашеся ими, и общину сотвори».

И много зла подъя от неверных. Овогда бо хотяще разорити святыню, и сожещи, но Богу не попустившу их. Ине по мнозе времени приведе ко Христу богоразумием преподобный: и крестишася от мала и до велика, и начаша ходити на славословие Божие, и на всенощное пение жены же и отроцы. Святый же прочитанием книжным наслаждаше сердца их: потом же созда церковь велию, и украси ю всем, яко невесту Христову.

 

Пролог. Книга первая. Месяцы сентябрь-февраль. – СПб. Синод. Типография, 1895.


448-640.jpg







Возврат к списку