О Купятицкой иконе Божией Матери



28.11.2022

<извлечение из исследования Елизаветы Павловны Васильевой>


Васильева Е. П. Из истории Православной Церкви в Западной Руси XVI–XVII веков. Святыни, лица, события (презентация выставки)

 // Церковный историк. 2021. No 2 (6). С. 56-81. DOI: 10.31802/CH.2021.6.2.003


https://publishing.mpda.ru/index.php/the-church-historian/article/view/1047/924



480-501-купятицкая.jpg

Купятицкий крест-икона (энколпион). Икона опубликована в изд.: Памятники русской старины в западных губерниях России. Вып. 8. Холмская Русь. СПб., 1885. Табл. 10 между с. 406–407.



«Это самая ранняя из явленных чудесным образом святынь Древней Руси. Датируемая ХII в., она уникальна по иконографии и форме в виде нагрудного двустворчатого креста-мощевика (энколпиона). Подобные «крестные» изображения в иконографии Одигитрии больше не известны. Судьба реликвии полна превратностей – местночтимая икона из глубокого белорусского Полесья превращается постепенно в общерусскую святыню».

 

Обретение иконы

Принято относить явление иконы к 1182 г. Согласно Житию, село Купятичи подверглось разорению во время похода Батыя (1237–1242), и церковь, созданная специально для явленной иконы, была сожжена. Святой крест, пролежав на пожарище под слоем пепла более 200 лет, сохранился («...Bożey opátrznośći od ogniowego opału był wolen...» – Божиим промыслом от огненного опаления был (у)волен (избавлен)» [Rozdział III. А.7] и явил себя вторично в конце XV в. Примечательно сочетание имён тех, кто обнаружили богородичную икону: вначале пастушка Анна, а затем пилигрим Иоаким, – перекличка с именами родителей Самой Богородицы. Вряд ли такие параллели могут быть случайными, в этом тоже видится своего рода чудо. Невольно вспоминается икона «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот», знаменующая Рождество Девы Марии (или в нашем контексте – новоявленной иконы).

Купятицкая икона Богородицы сходна с Жировицкой. Обе они представляют собой небольшие нагрудные рельефные иконки. Сходно и житие обеих: двойное обретение – в ветвях дерева и на пепелище, восстановление сгоревшей церкви. Иногда высказывается мысль, что Жировицкая пришла на смену Купятицкой в период утраты последней. На самом деле Жировицкая лишь немного опередила (ок. 1470 г.) новое явление (до 1494 г.) старой святыни и как бы затмила собой исчезнувшую в вихре революций и войн XX в. полесскую древность.

О том, как выглядела утраченная Купятицкая икона, можно судить по аналогам – подобным ей металлическим крестам-энколпионам XI–XIII вв., обнаруженным при археологических раскопках XIX в.

Не будучи свершительницей великих поворотных событий, как Смоленская или Казанская иконы (изгнание врагов, ограждение от иноплеменных), Купятицкая Одигитрия, даже в силу малости самого образа (не крест, но крестик (Krzyżyk), как его ласково величали), стояла ближе к повседневной жизни человека, его чаяниям и надеждам, была утешительницей в скорбях.

Целительная сила Богородицы стала проявляться сразу же по обретении иконы…

 

Купятицкий монастырь

В 1629 г. («roku Pánskiego tysiąc sześćset dwudziestego dziewiątego» – лета Господня тысяча шестьсот двадцать девятого [Tam samo] был основан в Купятичах мужской монастырь. Вдохновительницей благочестивой идеи была набожная вдова, берестейская каштелянша Полония Воловичевна Войнина, будучи уже в летах, а претворил замысел в жизнь её сын, Новогрудский каштелян Василий Копец. Причём осуществилось всё не без промысла Божия. Для преобразования церкви в монастырь у Василия недоставало средств, но как раз в это время завершилась в его пользу давняя тяжба с Лидским старостой Фронцкевичем («Pan Fronckiewicz Starostá Lidski»), что и решило успех задуманного дела [Tam samo. А. 20,21]. В своих действиях пани Полония следовала примеру царицы Елены, «ktora tákże nie młoda bedac śiedemdżieśiat y dwa monástyrow zbudowáłá» – которая также, будучи не молода, семидесяти лет, два монастыря построила [Tam samo. А. 21]. Первым настоятелем был поставлен иеромонах Иларион Денисович (1629–1640) из Виленской обители Святого Духа. На протяжении последующих двухсот с лишним лет православный Введенский купятицкий монастырь с трудом героически выживал в условиях непрестанной борьбы с униатами.

С Купятицким монастырём связана судьба двух знаменитых церковных деятелей и духовных писателей – архиепископа Лазаря Барановича и архимандрита Иоанникия Галятовского. В Купятицком монастыре подвизались параллельно в 1630-е гг. два подвижника благочестия, причисленные позже к лику святых: преподобномученики Афанасий Филиппович, игумен Брестский и Макарий Токаревский, архимандрит Овручский, игумен Каневский.

Преподобномученик Афанасий попадает под покровительство Купятицкой иконы, которая становится его личной святыней, с ней тесно связана вся его дальнейшая судьба. На иконах самого преподобного изображают обычно в молении перед этим крестовидным образом. В 1637 г. именно он принес Образ в Москву царю Михаилу Феодоровичу в благословение.

В XVII в., в связи с униатской опасностью, Купятицкий крест был перенесён в Киев и, по благословению митрополита Киевского Сильвестра Коссова (1647–1657), установлен в кафедральном соборе Святой Софии в верхнем правом приделе Андрея Первозванного.

Здесь икона вскоре получила новое драгоценное облачение. В 1690 г. Киевский митрополит Гедеон Святополк, князь Четвертинский (1685–1690), накануне своей кончины отписал по духовному завещанию «...на чудотворный образ Купятицкий Пресвятыя Богородици заве́сити португал от 10 червонных золотых вáжачий» (вклад весом в 10 золотых червонцев). Нелишне вспомнить, что для своего времени митрополит Гедеон был, выражаясь современным языком, знаковой фигурой. После перехода Малороссии под скипетр Российской державы (1654) Киевская митрополия долгое время фактически вдовствовала из-за борьбы сторонников Константинопольского и Московского патриархатов. И только в 1685 г. спор разрешился в пользу последнего настолованием на киевскую кафедру Гедеона Святополка в Москве от патриарха Московского Иоакима (1674–1690). Саккос и митра были пожалованы вновь возведённому иерарху царями Иоанном V (1682–1696) и Петром I (1682–1725) и правительницей царевной Софьей (1682–1689). Вклад Гедеона Святополка не остался втуне. Преемник Киевской кафедры митрополит Варлаам Ясинский (1690–1707), употребил завещанные червонцы на устройство в 1700 г. серебряной позолоченной «шаты» на икону (оклада-обрамления).

В 1870 г. для иконы был заказан в Петербурге деревянный резной киот в человеческий рост, который и сейчас находится на своём прежнем месте в приделе Андрея Первозванного на современной экспозиции музея «София Киевская».


Сказание о Купятицкой иконе

Житие Купятицкой иконы само является частью церковной истории Западной Руси XVII в. Оно создавалось в период жарких дебатов о христианских ценностях, о важности почитания икон и мощей. Киево-Печерская Лавра как оплот православия стояла в центре этой полемики. Лаврская типография выпускала литературу соответствующего актуального направления. Причём многие издания, наряду со славянским кириллическим письмом, использовали польскую латиницу, чтобы привлечь читателей польскоязычной диаспоры Киева и сопредельных областей Речи Посполитой. Активным участником этой деятельности выступил киевский митрополит Петр Могила (1632–1646). По его инициативе был, в частности, напечатан на польском языке цикл из трёх сочинений агиографического жанра: Киево-Печерский патерик (Патерикон – Пατερικον – Отечник), чудеса от святых мощей из киевских пещер (Терату́ргима – Тερατούργημα – Сборник чудес) и житие Купятицкой иконы Богородицы (Парергон – Parergon – Прибавок), как дополнение к лаврским чудесам.

По благословению владыки Петра, купятицкий игумен Иларион Денисович изложил летопись монастыря и чудес от иконы по рассказам старожилов: «... sporzadżiłi...co sie przed nimi y przy nich cudownego stáło pzez Wieł. Oycá Jchumená swego zá roskazániem Jásnie Przew. J. W. O. PIOTRA MOHIŁY Archiepisk: Metropol: Kiiowskiego...» – <...> составили... (монахи – Е. В.) что́ пред ними и при них чудесного случилось, чрез преподобного Отца Игумена своего, повелением Преосвященного Ясновельможного Отца Петра Могилы Архиепископа, Митрополита Киевского... [Rozdział VI. А. 22]. Оба сборника чудес вышли общим кодексом в 1638 г., Отечник митрополита Сильвестра Коссова опубликован раньше (1635). «Сказание» было передано для редактирования печерскому иеромонаху Афанасию Кальнофойскому, автору Терату́ргимы, который привёл его в композиционное единообразие с двумя другими сочинениями цикла. Имя его как издателя и редактора значится на титуле Парергона, наряду с именем Илариона Денисовича, из-за чего иногда авторство «Сказания» целиком приписывается Афанасию. Позже (1665, 1669) часть купятицких чудес увидела свет в обработке и переводе на славянский язык Иоанникия Галятовского в его богородичном сборнике «Небо новое», о чём говорилось выше. В виде выборки чудесных случаев житие и стало известно широкому читателю. Между тем, помимо чудес, составляющих примерно треть текста, «Сказание» содержит после каждого чуда обширные назидательные притчи (paraеnesis) с выдержками из Священного писания, занимающие, пожалуй, более второй трети повествования.

 

300-334.jpg


Изображения Купятицкой иконы

Самое раннее известное изображение Купятицкого креста предваряло «Чудеса купятицкие» в виде гравюры на фронтисписе Парергона 1638 г. Крест, поддерживаемый сверху и снизу ангелами, вписан в нарядный барочный картуш. Ангелы несут развёрнутые свитки с начертанными словами благовестия архангела Гавриила: «РА́ДУ/ИСЯ /О//БРА́/ДОВА/Н//НАЯ/МАР/ И́Е//ГДЬ С/ ТОБО́/Ю» – Радуйся, обрадованная Марие, Господь с Тобою. В углах листа вписано поименование иконы польской аббревиатурой «OPBK» – «Образ Пресвятыя Богородицы Купятицкия». В XVII в. появилось ещё два гравированных изображения. Упрощённая реплика первой гравюры была помещена на листе присяги (1659) вновь избранного гетмана войска запорожского Юрия Хмельницкого (1657–1662). Выбор Купятицкой иконы для исторического документа государственной важности свидетельствовал об особом почитании недавно прибывшего в Киев чудотворного образа. Здесь видим прежний равноконечный крест, но без ангелов, вписанный в круглую «огненную» орифламму. По раменам Креста сверху и снизу располагается надпись величания Богородицы: «ДЕВА// БЦА//ЦРЦА// ВЛДЧЦА» (Дева – Богородица – Царица – Владычица). Вторая гравюра упоминалась выше, в связи с сочинением Лазаря Барановича «Слово на Благовещение» (1675). Вокруг креста, вместо ангелов, располагаются святые, на коленях перед иконой: тезоименит автора Лазарь Четверодневный, князья-страстотерпцы Борис и Глеб, первые из прославленных русских подвижников, и архангел Михаил с мечом в руке, охраняющий святыню. Поменялись лица и на самом кресте, все они обозначены надписями: Григорий Богослов, евангелист Лука и апостол Андрей. Выбраны представители разных чинов святости: учёный-книжник, трактующий Писание; евангелист, списатель жизни и деяний Христа; проповедник христианского учения с крестом, орудием спасения. Сверху на ленте начертано именование иконы: «ОБРАЗЪ ПРЕСТОЙ БЦИ КУПЯТИЦКОЙ». А внизу под изображением – строчка силлабических стихов от имени самой Царицы небесной (именно в таком виде, в короне, она здесь представлена): «КРЕСТОБОГОРОДИЧЕН ТРОПАРЬ МНЕ ЧИТАЙТЕ, СЫН НА КРЕСТЕ, ПОД КРЕСТОМ ЯМЪ СТОЯЛА, ЗНАЙТЕ».


300-346.jpg


От XVII в. сохраняется в Купятичах почитаемый рельефный крест. Считается, что эту копию сняли с явленной иконы, когда ту уносили в Киев, сберегли в годы лихолетья и установили для поклонения во вновь построенной в XIX в. Никольской приходской церкви. Письменных исторических подтверждений этим данным не оставлено.


619-533.jpg



В XVIII в. появляются многочисленные паломнические списки, написанные на доске по форме креста, с разнообразной иконографией святых вокруг Богородицы.


В это же время начинают создаваться так называемые «Своды» богородичных икон в гравюрном и живописном исполнении, где на одном листе или доске рядами располагалось до 160 икон Богоматери. Купятицкий образ встречается практически на всех вариантах таких сборных досок и гравюр, хотя далеко не все чтимые богородичные иконы (а их насчитывается более 300) вошли в эти изобразительные святцы.

 


480-482-.jpg

400-69-.jpg


Screenshot_8.jpg




Возврат к списку