Об авторе: Иерей Ростислав Бондаренко — председатель Комиссии по канонизации святых Туровской епархии.
Аннотация. В статье описывается недавно выявленное в Национальном историческом архиве Беларуси дело «Об описании жития Св. Преподобномученика Афанасия игумена Брестского и нетленности мощей его». Содержащиеся в нем документы описывают события, связанные с желанием святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского, обратить внимание Святейшего Правительственного Синода на наличие в пределах Польского государства нетленных мощей преподобномученика Афанасия Брестского. Исторические условия благоприятствовали возрождению памяти и началу широкого почитания святого на белорусских землях. Находящиеся в деле материалы свидетельствуют не только об отсутствии честной главы преподобномученика, но и традиции его литургического почитания к кон. XVIII ст. Достойное прославление преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, должно было послужить возрождению Православной Церкви в Беларуси и утверждению в вере новоприсоединившихся из унии, борцом с которой и был святой.
Ключевые слова: Беларусь, преподобномученик Афанасий Брестский, митрополит Гавриил (Петров), архиепископ Виктор (Садковский), Православная Церковь, игумен Гурий (Григорович), святые мощи.
Дело состоит из шести листов, подшитых не по порядку. Все документы относятся к 1795 г. Около этого времени Брест посещал святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский, где в местном монастыре во имя преподобного Симеона Столпника обратил внимание на открыто почивающие в раке мощи игумена этой обители- преподобномученика Афанасия.
В деле содержится три документа:
Листы 1 и 5. Письмо митрополита Новгородского и Санкт- Петербургского Гавриила (Петрова) от 9 апреля 1795 г. к архиепископу Минскому и Волынскому Виктору (Садковскому) по поводу направления обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода от архиепископа Могилевского Георгия (Конисского) жития преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Упоминается о состоянии мощей, которые на тот момент были нетленны. Объясняется отсутствие при мощах головы святого. Предлагается архиепископу Виктору дать разрешение подведомственному духовенству петь молебны преподобномученику и самому при посещении Брестской обители совершить в память святого торжественное богослужение. В приписке к основному тексту письма, па отдельном листе митрополит Гавриил ставит адресата в известность, что по его письмам старается о назначении архиепископу Виктору в помощь викария, а также об отправке в Минскую епархию 600 антиминсов и о высылке впоследствии еще 400. В рассматриваемое время Минская епархия состояла преимущественно из воссоединенных из унии приходов и Преосвященный Виктор имел большую потребность в помощнике, а также должен был заменить униатские антиминсы на православные.
Лист 2. Указ от имени императрицы Екатерины II, данный 25 августа 1795 г. из путевой конторы архиепископа Виктора игумену Яблочинского Онуфриевского монастыря и строителю Брестского Гурию по поводу изложенного в первом пункте и предписание сообщить о исполнении рапортом на имя архиепископа в Слуцк.
Листы 3 и 3 оборот. Рапорт игумена Яблочинского монастыря Гурия от 20 сентября 1795 г. об исполнении указа. Содержит описание мощей с указанием о нахождении их в храме преподобного Симеона с левой стороны в украшенной раке.
Преподобномученик Афанасий был прославлен вскоре после мученической кончины. Уже 5 января 1658 г. игумен Киево- Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и Лещинский игумен Иосиф (Нелюбович-Тукальский) доложили царю Алексею Михайловичу, что над мощами святого неоднократно сиял чудесный свет. В 1666 г. мощи уже почивали в особо стоящей медной раке. Сильвестр Медведев в свое время (1641-1691) писал: «имать церковь Христова малороссийская в Брести, литовском граде, прежде лет 40 веры ради страдавшаго иеромонаха Афанасия, котораго и доселе нетленны мощи пребывают» [1].
Во время пребывания в Бресте святитель Георгий (Конисский) узнал, что преподобномученика относили к киевским святым, после чего отметил: «К числу нетленно почивающих святых надобно отнесть преподобномученика нашей Церкви Афанасия Филипповича, убиенного римскими католиками за веру в нашем православном загородном Брестском монастыре, уже полтораста лет Божиею силою цело и невредимо почивающаго» [2].
Нетленные мощи игумена Афанасия привлекали множество богомольцев, так что и само существование монастыря, весьма убогого со дня его основания, поддерживалось преимущественно доходами от молебных пений у его мощей. В тоже время следует отметить, что к 1795 г. почитание святого, по всей видимости, ограничивалось Брестским монастырем, да и то не должным образом. Ко времени посещения обители Могилевским архипастырем она, как и находящийся за Бугом Яблочинский Онуфриевский монастырь, оставалась единственными очагом Православия среди униатского и католического населения. И естественно, ни о каком явном и торжественном прославлении преподобномученика Афанасия, как проклявшего дело унии борца за Православие, не могло быть и речи [3].
Многие православные в пределах новоутвержденной Минской епархии, включая духовенство, уже и не подозревали о существовании брестского подвижника и не обращались к нему за молитвенным предстательством. Понимая значение подвижнических трудов и мученической кончины, осознавая значимость его общецерковного прославления, святитель Георгий послал его жизнеописание тогдашнему обер-прокурору Святейшего Правительственного Синода А. И. Мусину-Пушкину, который совещался по этому обращению с членами Синода [4].
По результатам чтения жития и его обсуждения было принято решение о разрешении служения преподобномученику Афанасию молебнов и предписано Преосвященному Виктору (Садковскому), архиепископу Минскому и Волынскому, послать об этом указ в Брестский монастырь. Письмо на имя архиепископа Виктора с изложением рассмотрения отправил 9 апреля 1795 г. митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). Из письма следует, что в Бресте уже даже не совершались молебны святому. В этом письме митрополит называет преподобномученика достославным мужем и предлагает минскому преосвященному самому при посещении Бреста совершить ему достойное служение.
Обращает на себя внимание описание мощей святого Афанасия. Указывается на их нетленность и отсутствие при них головы.
Причем никому из упомянутых в деле лиц неизвестно о перенесении ее в Санкт-Петербург, а говорится о том, что она была «расстреляна» [5].
Примечательно, что возрождение литургического почитания преподобномученика Афанасия пришлось на время возрождения Православной Церкви на землях былой Речи Посполитой. При архиепископе Викторе к Православию присоединилось более тысячи приходов. Его епархия охватывала громадные территории. В помощь ему был дан викарий [6]. Его деятельность предвосхитила грядущие труды в деле упразднения унии преосвященного митрополита Иосифа (Семашко). Через 147 лет после мученической кончины преподобного Афанасия началось исполнение его слов: «Конечно отступники от святой веры, надменные ложным просвещением, еще не малое время будут преследовать исповедников истины небесной; - но будет время, когда в Бресте и во всей окрестной стране процветет православие и слава его уже не померкнет; там, где будет лежать тело мое, козни врагов, отступников от святой веры, будут бессильны» [7].
В публикации приводится полный текст документов найденного дела.
1. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Сентябрь / архиепископ Филарет (Гумилевский). - СПб. : Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1885. - С. 26
2. Там же. С. 26.
3. Мельников, А. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси / А. А. Мельников. - Мн., 1992. - С. 215.
4. НИАБ.-Ф. 136. Оп. 1.Д. 529.Л. 1.
5. Там же. Л. 1.
6. Там же. Л. 5.
7. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Сентябрь. С. 30.
Источники и литература
1. НИАБ. - Ф. 136. On. 1. Д. 529. Дело об описании жития Св. Преподобнаго Афанасия Игумена Брестскаго и нетленности мощей его.
2. Мельников, А. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси / А. А. Мельников. - Мн., 1992. 305 с.
3. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Сентябрь / архиепископ Филарет (Гумилевский). - СПб. : Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1885.-388 с.
Приложение
ДЕЛО об описании жития Св. Преподобнаго Афанасия, игумена Брестскаго и нетленности мощей его. Начато 9 апреля 1795 г. На 6 листах
1
Письмо митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). 9 апреля 1795г. / НИАБ.-Ф. 136. On. 1. Д. 529. Л. 1,5.
Преосвященнейший Владыко!
Возлюбленный во Христе брат и сослужитель!
Преосвященнейший Георгий архиепископ Могилевский прислал к Его превосходительству Господину оберпрокурору Алексею Ивановичу описание жития Святаго Афанасия преподобно мученика и игумена Бржскаго. Оно читано было, оно подано oт сего мученика королю польскому Владиславу IV. Господни обер прокурор советовался с нами. Мощи онаго святаго нетленны, только головы нет поелику она расстреляна; прежния обстоятельства возбраняли открыть Его святость, ныне можно вашем преосвященству дозволить петь ему молебны и в случае нашею прибытия в тот монастырь самому исполнить оное достойное сего мужа служение; Есть ли же открываться будут какия сему препятствия прошу меня уведомить. Я, прося ваших молитв, с моим почтением пребываю.
Вашего Преосвященства
усердный доброжелатель и богомолец
Гавриил Митрополит Новгородский
Апреля 9 дня 1795.
По писмам вашим стараюсь что б исполнение требования вашего было, надеюсь, что будете иметь сотрудника вам и другаго коадьютора. Стараемся об отце архимандрите Варлааме, саветую о сем до получения указа помолчать. Постарайтесь репорты отправлять что б верно могли доходить до святейшаго Синода.
Шесть сот Антиминсов к вам отправлено. Скоро отправлены будут и еще четыре ста;
2
Указ Императрицы и Самодержицы Всероссийской Екатерины II. 25 августа 1795 г.9
УКАЗ ЕЯ ИМ[ПЕ]РА[ТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА] САМОД[ЕРЖИЦЫ] ВСЕРОССИЙСКИЯ / НИАБ.-Ф. 136. On. 1. Д. 529. Л. 2
Из путевой Его Высокопреосвященства Господина Виктора Архиепископа Минскаго и Волынскаго Коадютора Митрополии Киевския и Слуцкаго монастыря Священно Архимандрита Архипастыря нашего конторы Благочестивых монастырей Яблоченскаго Свято-Онуфриевскаго всечестному отцу игумену Гурию Брестскаго строителю с братиею.
Святейшаго Правительствующаго Синода член, высокопре- освященнейший Гавриил Митрополит Новгородский и Санкт- Петербургский и Александре Невскаго монастыря священно архимандрит письмом его высоко-преосвященству изволил сообщить: «Преосвященный Георгий Архиепископ Могилевский прислал к его превосходительству господину оберпрокурору Алексею Ивановичу описание жития Святаго Афанасия преподобномученика и игумена Бржескаго, оно читано было, оно подано от сего мученика королю Польскому Владиславу четвертому. Господин обер- прокурор советовался с нами. Мощи онаго святаго нетленны, только головы нет поелику она расстреляна; прежние обстоятельства возбраняли открыть его святость, ныне можно вашему преосвященству дозволить петь ему молебни и в случаи вашего прибытия в тот монастырь самому исполнить оное достойное сего мужа служение; Если ж открываться будут какия сему препятствия прошу меня уведомить». В следствие сего резолюцию Его высокопреосвященства велено к должному о том исполнению предложить вам указом с тем, чтобы о получении онаго и исполнении рапортовали немедленно Его высокопреосвященство в Слуцке.
1795 года августа 25 дня. Винница. № 644
Чистой подписан тако:
Минской Духовной Консистории писарь Протоиерей Стефан Симонович
У дел Диякон Матфей Страхович
3.
Рапорт настоятеля Брестского монастыря игумена Гурия архиепископу Минскому и Волынскому Виктору (Садковскому). 20 сентября 1795 г. / НИАБ. - Ф. 136. On. 1. Д. 529. Л. 3-3 об.
Получено 1795 года октября 25 дня в Слуцке
Высоко преосвященнейшому Господину Виктору архиепископу Минскому и Волинскому Коадютору митрополии Киевския и Слуцкаго монастыря священно-архимандриту
Покорный репорт:
Указ под нумером 644 сего сентября 16 в Бреском монастири получено. В котором между прочим написано Святейшаго Правительствующаго Синода член высоко Преосвященнейший Господин Гавриил митрополит Новгородской и Санкт-Петербургской, Александроневскаго монастиря Священно ахимандрит, писмом Его високо преосвященству, изволил сообщить Преосвященой Георгий архиепископ Могилевской прислал к Его високо превосходительству Господину оберпрокурору Алексею Ивановичу описание жития Святаго Афанасия преподобно мученика игумена Брестскаго. Оно читано било оно подано о сего мученика королю Полскому Владиславу Четвертому. Господин оберпрокурор советовался с нами. Мощы оного святого нетлины толко головы нет. Поелику она растриляна. Прежния обстоятелства возбранялы одкрыть Его Святаго. Нине можна вашему високо преосвященству дозволить петь молебны и в случае вашего прибития в тот монастырь самому исполнить оное достойное сего мужа служение. Еслиж открываться будет какия сему препятствия прошу меня увидомить. Вследствие чего резолюцией) Его високо преосвященства велено к должному о том исполнение и предложить мне указом с тем, чтобы о получении оного исполнение репортовать немедлено Его високо преосвященству в Слуцк. Во исполнение оного указа сим ответствую, обо том преподобно мученику Афанасию неимеется чего много писать. Оного преподобно мученика Афанасия игумена Брестскаго нетлены мощы толко головы нет. Находится в Бреском монастыре в храме преподобного Симеона Столпника па левой сторони во украшеной раци. С давних времен окрыты. О чем вашему високо преосвященству в покорносты моей репортую
Вашего високопреосвященства 1795 г.
Нижайший послушник Яблоченскаго
Сентября 20
Онуфриевскаго монастыря игумен Гурий Брестскаго Строитель
Сообщить к делу 1795 г.
Октября 25 дня
Виктор Архиепископ Минский