Локализация памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью преподобномученика Афанасия (Филипповича) в городе Бресте



03.01.2019


В 2018 году Православная Церковь отметила 370-летие со дня мученической кончины Афанасия (Филипповича), игумена «Берестя Литовского». Этот юбилей празднуется в преддверии 1000-летия города, в год, который объявлен в Республике Беларусь «Годом малой родины».

Материальных объектов, связанных с жизнью и деятельностью преподобномученика Афанасия (Филипповича), в Бресте не сохранилось. Более того, не сохранился и сам древний город. На его месте в середине XIX в. воздвигнута крепость, а городская жизнь переместилась в новое место. Однако благодаря современным технологиям и выявленным в конце 2000-х гг. картам города XVIIXIX вв., можно с большей или меньшей точностью определить расположение объектов, которые упоминаются в «Диариуше» [1].

Неотъемлемой частью его имени стало слово «Брестский». Обычно указывается игуменом какого именно монастыря был тот или иной святой. Удивительно, что Афанасий именуется игуменом всего города. В итоге как-то на второй план ушли названия обоих монастырей, которые были под его духовным руководством – преподобного Симеона Столпника и Рождества Пресвятой Богородицы, или просто «Замуховецкие»… Но если внимательно всмотреться в историю, то невозможно не заметить, насколько точно это определение – «Брестский». Ведь он стал духовным отцом не только для монашествующих, но и для всего православного населения города. Других православных храмов, кроме монастырских, в Бресте в то время не было.

Преподобномученик Афанасий (Филиппович) был тесно связан с городом Брестом. Во-первых, в актах среди городских ремесленников упоминается фамилия Филиппович. Это позволяет предположить, что он был родом из Бреста. Во-вторых, именно здесь в течении 7 лет по просьбе-приглашению Л. Сапеги преподобный был инспектором у некого «Дмитровича». В-третьих, как уже отмечалось, с 1640 по 1648 гг. преподобномученик Афанасий был игуменом двух православных мужских монастырей в городе. В-четвертых, свою смерть преподобномученик Афанасий встретил также в Бресте. Повествование об его крестном пути можно почерпнуть из «Диариуша», а точнее той его части, которая «презъ послушниковъ ЕГО списана» в 1649 г. [1].

Самим древним планом города Бреста, в легенде которого под номером 7 обозначен «Монастырь русский и церкви», а дворец Сапеги под номером 8, является так называемый план Фюрстенхофа 1740 г. [2]. В этой связи встает вопрос: насколько можно пользоваться им при локализации того Симеоновского монастыря, игуменом которого был преподобномученик в 1640–1648 гг.? Авторы публикации «Город и замок Брест Литовский» А.В. Воробей и А. В. Жарков, изучая огромный картографический материал, отмечают: «Сравнение планов показывает, что планировочный каркас города оставался стабильным с середины XVII до начала XIX вв.» [3, с. 30]. И далее: «Не имея картографических документов указанного периода (речь идет о середине XVI в.), можно использовать более поздние, учитывая стабильность планировочной структуры города» [3, с. 39]. Авторы в своей работе опираются на методику Бобинского, в основу которой положен принцип нерушимости собственности на землю как основу феодализма. «Земельный надел – первичная единица городской структуры – являлся достаточно стабильной единицей» [3, с. 29].

Учитывая данную методику, обратимся к первой ревизии города – «Описанию Берестейского староства 1566 г.» или «Реестру ревизий и постановеня платов и пожитков его королевское милости замку, дворов и волостей всих староства Берестейского …» [4]. Оно было осуществлено накануне заключения Брестской церковной унии 1596 г. Оба монастыря – Рождество-Богородицкий и Симеоновский – в нем фигурируют.

Православные обители описаны как «Церкви Замуховецкие», к которым отнесены: Церковь Спасская, «манастиръ Семеновски», «монастир Рождественски» с двумя Церквями – «Рождественской» и «Честнаго Христа» [4, с. 227]. В документе находим, в основном, сведения о размерах монастырей: «садибы», «огороди», «сеножати», «вольные», фамилии «людей того монастыря». Указана единица измерения – «прути». Однако, согласно заключению авторов «Город и замок Брест Литовский», «сделать реконструкцию уличной сети (с названием улиц и участками) места за парканом и места за Муховцом согласно Описанию 1566 г.» «не представляется возможным» [4, с. 47–48]. С другой стороны, обращает на себя внимание, что город в Описании четко разделен на 4 части (место в паркане, место за парканом, место за малою Угринкою у Бервеи, место за Муховцом), и у нас уже есть четкое указание, в какой части города находились «Церкви Замуховецкие». На планах и изображениях конца XVII – первой половины XVIII вв. (Пуффендорфа, Дальберга, Бонелля) православные монастыри отсутствуют.

Таким образом, наиболее древним планом города, где показан один из православных монастырей, стал план Фюрстенхофа 1740 г. [2]. Его оригинал хранится в библиотеке Берлина, а цифровая копия имеется в областной Брестской библиотеке и в архиве Свято-Рождество-Богородицкого монастыря. А. В. Воробей и А. В. Жарков в своем издании датируют план 1710–1720-ми годами [3, с. 11–12.], А. Д. Никитчик – 1706-м. Именно план Фюрстенхофа дает нам точное расположение Симеоновского монастыря, а точнее церкви Симеона Столпника. И именно – за Муховцем. Сам план города ценен тем, что имеет не только единицу измерения – ruthe(о)n, но и линейку поперечного масштаба, которая, в отличие от линейного масштаба, позволяет измерять и переносить линии на карту или план с большей точностью (до сотой доли основания масштаба). Единственная, но очень существенная проблема – неизвестная единица измерения ruthe(о)n, что затрудняет ее использование.

Как уже отмечалось выше, учитывая стабильный планировочный каркас города, вполне возможно, не имея картографических документов указанного периода (середины XVII в.), использовать более поздние. Сегодня в архиве Брестского Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря насчитывается целая серия инструментальных планов и карт города, на которых обозначен Симеоновский монастырь. Однако, все они датируются XIX веком. В них используются известные сегодня единицы измерения, что позволяет при наличии реперных точек производить точные расчеты. Перечисленные планы г. Бреста становятся важнейшими источниками сведений о православных святынях.

Чтобы понять месторасположение древней православной обители преподобного Симеона Столпника по отношению к современному православному женскому монастырю и изменившимся географическо-топографическим условиям, было решено осуществить совмещение ряда планов. Такая работа была проделана еще в 2016 г. Реперные точки и их обоснование были предложены брестским краеведом А. Д. Никитчиком, а технические работы выполнены ООО «Диалог плюс». В итоге родился новый документ – «Волынское укрепление Брестской крепости: совмещение плана г. Бреста 1824 г. со спутниковой картой местности 2016 г.» [5].

В качестве исходного материала для совмещения (так называемого опорного плана) были использованы «План Литовско-Гродненской губернии города Бржестя с прожектом. Сочинен декабря 24-го дня 1824 года» [6] и современная карта 2016 года со спутника из поисковой системы Гугл. План 1824 г. был предоставлен Гродненским историко-археологическим музеем. Он имеет не только единицу измерения – «аглицкий дюйм», но и линейку поперечного масштаба. Результат работы можно увидеть на сайте Свято-Рождество-Богородицкого монастыря.

Такое совмещение дает право утверждать, что современный православный женский Свято-Рождество-Богородицкий монастырь возродился на территории, которая принадлежала древней мужской православной обители преподобного Симеона Столпника. Это место на плане монастыря 1818 г. обозначено «под огородом за вновь заложенным садом» [7]. А вот детинец и основная часть древнего монастыря располагались рядом – за валом современной Брестской крепости. Планируются исследовательские работы по более точной локализации храма преподобного Симеона Столпника, который сгорел в 1816 г. и на планах 1823–1824 гг. отсутствует. Именно в нем хранились мощи преподобномученика Афанасия Брестского (Филипповича).

Локализацию второго древнего православного мужского монастыря – Рождества Пресвятой Богородицы – провести сложнее. Он упоминается в Описании 1566 г., однако отсутствует на плане Фюрстенхофа 1740 г. К этому времени монастырь перестает упоминаться и в королевских привилеях.

Его месторасположение позволяют реконструировать более поздние планы Симеоновского монастыря 1818 г. [7] и генеральный план крепости 1859 г. [8]. Данные, полученные с них, косвенно подтверждаются и другими планами города, и полевыми наблюдениями, документами.

План Симеоновского монастыря 1818 г. уникальный. Он дает нам информацию о размерах земельных владений монастыря на начало XIX века, их взаимное расположение. Однако имеет существенные недостатки. Во-первых, на плане нет измерительной линейки. Во-вторых, обычно на картах, независимо от масштаба и предназначения, север, юг, запад и восток всегда расположены одинаково: северная сторона всегда находится сверху, южная снизу, западная слева, а восточная справа, однако в данном случае компас нанесен на сам план, но под углом. Встает вопрос: как вычислить искажения? Таким образом, рассчитать по нему расположение монастыря практически невозможно.

Однако именно на этом плане земельных владений Симеоновского монастыря обозначены «Рождественские грунты». В их состав входили 7 объектов (15–22), три из которых обращают на себя особое внимание. На легенде плана это пункты 15-й – пахотный грунт рядом с кладбищем (Могилками), 17 – сенокосы около кладбища, 21 – пустошь кладбище [7]. Кроме того, четко видно взаиморасположение объектов на плане. Однако, как уже отмечалось, рассчитать расстояние от дединца Симеоновского монастыря до этих грунтов невозможно.

На серии планов города начала XIX в. в предполагаемом месте расположения кладбища православного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы есть метки, которые, к сожалению, не описаны в легенде. И только на Генеральном плане Брест-Литовской крепости с окружающей местностью сентября 2 дня 1859 г. кладбище не только отмечено, но и подписано [8]. Однако на нем уже отсутствует Симеоновский монастырь. 

Несомненно, расчет можно произвести по другим объектам, но брестский краевед А. Д. Никитчик обратил внимание на серию заметок в местной прессе: «Памятник с заросшей тропой русскому генералу обнаружен в 15 метрах от госграницы» [9], «Генеральский памятник на берегу Буга» [10].

Русский генерал-майор Павел Давидович Пхейдзе, который принадлежал Грузинскому княжескому роду Имеретинских и скончался в 1831 г. в Бресте, не мог быть похоронен ни на еврейском, ни на католическом кладбище… А значит, он предельно точно указывает нам месторасположение кладбища монастыря Рождества Пресвятой Богородицы.

Таким образом, локализация монастырей, игуменом которых был преподобномученик Афанасий Брестский (Филиппович), показывает, что располагались они недалеко друг от друга. Если применять современную топонимику, то их территория разделена сегодня пограничным переходом «Варшавский мост». Если двигаться со стороны города, то по правую сторону от него находился монастырь преподобного Симеона Столпника, а по левую – Рождества Пресвятой Богородицы. Современная женская обитель расположена на исторической части Симеоновского монастыря.

Локализация православных обителей и других городских объектов позволяет нам реконструировать и крестный путь преподобномученика. Для этого вернемся к тексту Диариуша», а точнее той его части, которая «презъ послушниковъ ЕГО списана» в 1649 г. [1].

«Панове судовые каптуровые воеводства Берестейского […] прислали особъ килка шляхты до монастыря нашего, абы его взяли до замку». Сам «небожчыкъ» «одправовалъ литургію въ храмѣ Рождества Пречистои Дѣвы Богородици, въ другомъ своемъ монастыру». Шляхта ворвалась в храм «подъ часъ спѣваня «Иже хоровимъ». Они позволили ему окончить Литургию: «всю оную литургію порядне окончилъ». «И заразъ, изъ церкви не отходячи нигдѣ, і взявши зъ собою и другого брата, пошолъ до замку» [1]. Берестейский замок исследователи локализуют в районе современного музея «Берестье». Это приблизительно 300–400 метров от современной женской обители.

Здесь Афанасий предстал перед «панами судовыми», но те не стали его слушать, а отправили «до цекавзы до вязеня въ томъ же замку Берестейскомъ» [1]. Стоит обратить внимание на то, что цейхга́уз (нем. Zeughaus  дом для оборудования)  военная кладовая для оружия или амуниции, и именно в ней, в ее тюрьме содержался заключенный.

Так без суда, в кандалах, он пробыл там до 5 сентября (18-го по н/ст). Оной ночи «взято небожчика отца ігумена … зъ вязеня и, съ кайдановъ росковавши, до обозу запроважено». А оттуда «вели его до борку, который недалеко былъ отъ обозу, а одъ мѣста въ чверть миля ѣдучи до села Гершоновичъ, въ лѣвой сторонѣ» [1].

На месте кончины преподобномученика Афанасия, игумена Брестского (+1648), 3 мая 1909 г. была возведена часовня [11], в которой совершались богослужения в дни памяти святого. В 1960-е гг. она была закрыта властями, но в 1989 г. передана Церкви, восстановлена и освящена во имя преподобномученика Афанасия Брестского. В 1996 г. при храме основан одноименный монастырь [12].

Всегда найдутся те, кто сомневается: святой был замучен в XVII веке, откуда же в XIX веке могли знать сие место? Об истинности места свидетельствует «Диариуш», часовня и предание.

Из замка преподобномученика Афанасия привели в военный лагерь (обоз), а затем «вели его до борку, который недалеко былъ отъ обозу, а одъ мѣста въ чверть миля ѣдучи до села Гершоновичъ, въ лѣвой сторонѣ» [1].

Слово «мѣсто» наиболее многозначное. Оно может обозначать как место, поле, площадь, так и селение, город, предместье… Но откуда ведется отсчет – от военного лагеря (обоза) или города, предместья? В каких милях – польских или литовских – велся расчёт? И таких вопросов слишком много… Однако у нас есть и другой ориентир – название села «Гершоновичи». Сегодня такой топоним не используется. В городе Бресте есть микрорайон «Гершоны» на месте бывшего села. Однако карта 1881–1885 гг., исправленная 1931, 1940–1941 гг. и изданная Генштабом Красной армии в 1943 г. показывает два населенных пункта с таким названием [13]. И один из них – идеально подходит в качестве немого свидетеля.

Предание, источником которого является литургическая, богослужебная жизнь Церкви, сохранила и донесла до нас ценные сведения, которые хорошо дополняют исторические документы. И все они вместе свидетельствуют о месте мученической кончины преподобномученика, об истинности его.

В 9 икосе Акафиста святому Афанасию Брестскому, изданному в Варшаве в 1929 г., т. е. через 20 лет после освящения часовни, есть следующие слова: «Витии многовещании не возмогут изрещи радости тоя великия, ею же исполнены быша сердца достигших верно чтити святую память твою: сии, веселием одержимы помыслиша воздвигнути храм на месте мученическия кончины твоея, место же сие и по триех ста летех по кончине твоей сохрано было в памяти верных. Терн бо, прорастший на крови твоей, яко свидетель неложный соблюдаше место сие от людскаго забвения, и свеща во гробе твоем, юже имел еси в руцех твоих в час кончины твоея, истиствова место твоего упокоения» [14].

Затем еще раз подчеркнуто, что «тернием прорастшим на гробе твоем: место упокоения твоего показавый»… [14]. Вот что поразило верующих, что свидетельствовало истинность места. И данные исторические не только не противоречат, но также указывают на сие место.

Логическим итогом локализации памятных мест является их обозначение, создание мемориала. В данном случае удивительно, насколько точно оказались увековечены место служения и мученической кончины Афанасия Брестского (Филипповича), причем не чем-нибудь, а монастырями. Кроме того, с 2002 г. началась традиция Крестных ходов из Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря в Свято-Афанасьевский на праздник в честь святых Белорусской земли. Можно сказать, что маршрут Крестного хода наиболее точно повторяет крестный путь преподобномученика. Сегодня – это действо, духовно связующее времена, пространства, поколения. Кроме того, разрабатывается проект по увековечиванию места «дединца», центра Симеоновского монастыря информационным стендом.


 

послушница Елена (Дмитрук)

© г. Брест Свято-Рождество-Богородицкий монастырь

  

1. Афанасий Брестский (Филиппович ; преподобномученик, игумен; 1595-1648). Диариуш [Рукопись] [Электронный ресурс] / Афанасий Филиппович. – Электрон. текстовые дан. – Москва : ГИМ, 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – Систем. требования: Microsoft Windows Photo Viewer, Microsoft Paint, Adobe Photoshop CS. – Загл. с титул. экрана. – Загл. оригинала: Діаріушъ, албо Списокъ дѣевъ правдивыхъ, въ справѣ помноженя и объясненя вѣры православное голошеный <…> списаный презъ смиренного iеромонаха Афанасiя Филиповича, на сесь часъ iгумена Берестя Литовского <…>. – Держатель: Библиотека Брестского Свято-Рождество-Богородицкого монастыря.

2. Plan von der Stadt Brzesc in Litthauen [Микроформа] / Staatsbibliothek zu Berlin Preussischer Kulturbesitz. – Berlin, 2006. – 1 мфиша : карта ; 9х12 см. – Текст нем. – План города Бреста / сост. Георг фон Фюрстенхоф. – 1740. – Держатель: Свято-Рождество-Богородицкий монастырь г. Брест.

3. Воробей, А. В. Город и замок Брест Литовский / А.В. Воробей и А.В. Жарков. – Брест: Изд–во БрГТУ, 2018. – 164 с.

4. Описание Берестейского староства 1566 г. // Документы Московского архива Министерства юстиции. Т. I. – М.: Т–во тип. А.И. Мамонтова, 1897. – С. 205–448.

5. Карта Волынского укрепления Брестской крепости: совмещение плана города Бреста 1824 г. со спутниковой картой местности 2016 г. [Цифровой план]. – Чертеж1.dwg,Модель,16.12.2015 18:24:13,Admin,DWG To PDF.pc3,ISO без полей A1 (594.00 x 841.00 мм), 1:0.0033172 / Свято-Рождество-Богородицкий монастырь г. Брест. – Брест, 2016. – Электрон. картогр. дан. – 1 электрон. диск. – Систем. требования: Microsoft Windows Photo Viewer, Microsoft Paint, Adobe Photoshop CS. – Загл. с титул. экрана.

6. План Литовско-Гродненской губернии города Бржестя с прожектом. Сочинен декабря 24-го дня 1824 года [Цифровая копия плана]  – Масштаб в аглицком дюйме 50 сажней; линейка поперечного масштаба / Гродненский историко-археологический музей. – Гродно, [2015]. – Электрон. картогр. дан. – 1 электрон. диск. – Систем. требования: Microsoft Windows Photo Viewer, Microsoft Paint, Adobe Photoshop CS. – Загл. с титул. экрана. – Держатель: Свято-Рождество-Богородицкий монастырь г. Брест.

7. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). ф.13126. – оп. 2. – д. 91 – лл. 1–8.

8. Генеральный план Брест-Литовской крепости с окружающею местностию сентября 2 дня 1859 г. [Цифровая копия плана]  – Масштаб в сажнях. Линейный масштаб / ГУК Музей истории города Бреста. – Брест, [2009]. – Электрон. картогр. дан. – 1 электрон. диск. – Систем. требования: Microsoft Windows Photo Viewer, Microsoft Paint, Adobe Photoshop CS. – Загл. с титул. экрана. – Держатель: Свято-Рождество-Богородицкий монастырь г. Брест.

9. Рубашевский, Ю. Памятник с заросшей тропой русскому генералу обнаружен в 15 метрах от госграницы / Ю. Рубашевский // Вечерний Брест. – 1996. – № 25 (235). – С. 1.

10. Чайчиц, И. Генеральский памятник на берегу Буга [Электронный ресурс] / И. Чайчиц // Реальный Брест: социальный портал. – [2016]. – Режим доступа: http://www.realbrest.by/novosti/istorija-bresta/generalskii-pamjatnik-na-beregu-buga.html. – Дата доступа: 24.11.2018.

11. Священник К. Михайловский Освящение часовни-церкви на месте мученической кончины (5 сентября 1648 года) св. преподобномученика Афанасия, Игумена Брестскаго, заложенной 3-го мая сего 1909 года // Гродненские епархиальные ведомости — 1909г. — № 40.

12. Место мученической кончины Афанасия (Филипповича), игумена Брестского [Электронный ресурс] // Свято-Рождество-Богородицкий монастырь г. Брест. – 2017. – Режим доступа: http://obitel-brest.by/istoricheskoe-nasledie/publikatsii/mesto-muchenicheskoy-konchiny-afanasiya-filippovicha-igumena-brestskogo/. – Дата доступа: 24.11.2018.

13. БССР. Брестская область и Польша, 1881-1885 гг., исправленная 1931, 1940-1941 гг. : N-34-144-В (Брест). — 1 л., [карта] ; 1 : 50 000; 2 см=1км / Генштаб Красной армии, 1943. – [данные отсутствуют]. – Держатель: Свято-Рождество-Богородицкий монастырь г. Брест.

14. Акафист Святому Преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому. – Варшава: Синодальная типография, 1929. – 40 с.

 


Возврат к списку