В 2018 году Православная Церковь отметила 370-летие со дня мученической кончины Афанасия (Филипповича), игумена «Берестя Литовского». Этот юбилей празднуется в преддверии 1000-летия города, в год, который объявлен в Республике Беларусь «Годом малой родины».
Материальных объектов, связанных с жизнью и деятельностью преподобномученика Афанасия (Филипповича), в Бресте не сохранилось. Более того, не сохранился и сам древний город. На его месте в середине XIX в. воздвигнута крепость, а городская жизнь переместилась в новое место. Однако благодаря современным технологиям и выявленным в конце 2000-х гг. картам города XVII–XIX вв., можно с большей или меньшей точностью определить расположение объектов, которые упоминаются в «Диариуше» [1].
Неотъемлемой частью его имени стало слово «Брестский». Обычно указывается игуменом какого именно монастыря был тот или иной святой. Удивительно, что Афанасий именуется игуменом всего города. В итоге как-то на второй план ушли названия обоих монастырей, которые были под его духовным руководством – преподобного Симеона Столпника и Рождества Пресвятой Богородицы, или просто «Замуховецкие»… Но если внимательно всмотреться в историю, то невозможно не заметить, насколько точно это определение – «Брестский». Ведь он стал духовным отцом не только для монашествующих, но и для всего православного населения города. Других православных храмов, кроме монастырских, в Бресте в то время не было.
Преподобномученик Афанасий (Филиппович) был тесно связан с городом Брестом. Во-первых, в актах среди городских ремесленников упоминается фамилия Филиппович. Это позволяет предположить, что он был родом из Бреста. Во-вторых, именно здесь в течении 7 лет по просьбе-приглашению Л. Сапеги преподобный был инспектором у некого «Дмитровича». В-третьих, как уже отмечалось, с 1640 по 1648 гг. преподобномученик Афанасий был игуменом двух православных мужских монастырей в городе. В-четвертых, свою смерть преподобномученик Афанасий встретил также в Бресте. Повествование об его крестном пути можно почерпнуть из «Диариуша», а точнее той его части, которая «презъ послушниковъ ЕГО списана» в
Самим древним планом города Бреста, в легенде которого под номером 7 обозначен «Монастырь русский и церкви», а дворец Сапеги под номером 8, является так называемый план Фюрстенхофа
Учитывая данную методику, обратимся к первой ревизии города – «Описанию Берестейского староства
Православные обители описаны как «Церкви Замуховецкие», к которым отнесены: Церковь Спасская, «манастиръ Семеновски», «монастир Рождественски» с двумя Церквями – «Рождественской» и «Честнаго Христа» [4, с. 227]. В документе находим, в основном, сведения о размерах монастырей: «садибы», «огороди», «сеножати», «вольные», фамилии «людей того монастыря». Указана единица измерения – «прути». Однако, согласно заключению авторов «Город и замок Брест Литовский», «сделать реконструкцию уличной сети (с названием улиц и участками) места за парканом и места за Муховцом согласно Описанию
Таким образом, наиболее древним планом города, где показан один из православных монастырей, стал план Фюрстенхофа
Как уже отмечалось выше, учитывая стабильный планировочный каркас города, вполне возможно, не имея картографических документов указанного периода (середины XVII в.), использовать более поздние. Сегодня в архиве Брестского Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря насчитывается целая серия инструментальных планов и карт города, на которых обозначен Симеоновский монастырь. Однако, все они датируются XIX веком. В них используются известные сегодня единицы измерения, что позволяет при наличии реперных точек производить точные расчеты. Перечисленные планы г. Бреста становятся важнейшими источниками сведений о православных святынях.
Чтобы понять месторасположение древней православной обители преподобного Симеона Столпника по отношению к современному православному женскому монастырю и изменившимся географическо-топографическим условиям, было решено осуществить совмещение ряда планов. Такая работа была проделана еще в
В качестве исходного материала для совмещения (так называемого опорного плана) были использованы «План Литовско-Гродненской губернии города Бржестя с прожектом. Сочинен декабря 24-го дня 1824 года» [6] и современная карта 2016 года со спутника из поисковой системы Гугл. План
Такое совмещение дает право утверждать, что современный православный женский Свято-Рождество-Богородицкий монастырь возродился на территории, которая принадлежала древней мужской православной обители преподобного Симеона Столпника. Это место на плане монастыря
Локализацию второго древнего православного мужского монастыря – Рождества Пресвятой Богородицы – провести сложнее. Он упоминается в Описании
Его месторасположение позволяют реконструировать более поздние планы Симеоновского монастыря
План Симеоновского монастыря
Однако именно на этом плане земельных владений Симеоновского монастыря обозначены «Рождественские грунты». В их состав входили 7 объектов (15–22), три из которых обращают на себя особое внимание. На легенде плана это пункты 15-й – пахотный грунт рядом с кладбищем (Могилками), 17 – сенокосы около кладбища, 21 – пустошь кладбище [7]. Кроме того, четко видно взаиморасположение объектов на плане. Однако, как уже отмечалось, рассчитать расстояние от дединца Симеоновского монастыря до этих грунтов невозможно.
На серии планов города начала XIX в. в предполагаемом месте расположения кладбища православного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы есть метки, которые, к сожалению, не описаны в легенде. И только на Генеральном плане Брест-Литовской крепости с окружающей местностью сентября 2 дня
Несомненно, расчет можно произвести по другим объектам, но брестский краевед А. Д. Никитчик обратил внимание на серию заметок в местной прессе: «Памятник с заросшей тропой русскому генералу обнаружен в
Русский генерал-майор Павел Давидович Пхейдзе, который принадлежал Грузинскому княжескому роду Имеретинских и скончался в
Таким образом, локализация монастырей, игуменом которых был преподобномученик Афанасий Брестский (Филиппович), показывает, что располагались они недалеко друг от друга. Если применять современную топонимику, то их территория разделена сегодня пограничным переходом «Варшавский мост». Если двигаться со стороны города, то по правую сторону от него находился монастырь преподобного Симеона Столпника, а по левую – Рождества Пресвятой Богородицы. Современная женская обитель расположена на исторической части Симеоновского монастыря.
Локализация православных обителей и других городских объектов позволяет нам реконструировать и крестный путь преподобномученика. Для этого вернемся к тексту Диариуша», а точнее той его части, которая «презъ послушниковъ ЕГО списана» в
«Панове судовые каптуровые воеводства Берестейского […] прислали особъ килка шляхты до монастыря нашего, абы его взяли до замку». Сам «небожчыкъ» «одправовалъ литургію въ храмѣ Рождества Пречистои Дѣвы Богородици, въ другомъ своемъ монастыру». Шляхта ворвалась в храм «подъ часъ спѣваня «Иже хоровимъ». Они позволили ему окончить Литургию: «всю оную литургію порядне окончилъ». «И заразъ, изъ церкви не отходячи нигдѣ, і взявши зъ собою и другого брата, пошолъ до замку» [1]. Берестейский замок исследователи локализуют в районе современного музея «Берестье». Это приблизительно 300–400 метров от современной женской обители.
Здесь Афанасий предстал перед «панами судовыми», но те не стали его слушать, а отправили «до цекавзы до вязеня въ томъ же замку Берестейскомъ» [1]. Стоит обратить внимание на то, что цейхга́уз (нем. Zeughaus – дом для оборудования) – военная кладовая для оружия или амуниции, и именно в ней, в ее тюрьме содержался заключенный.
Так без суда, в кандалах, он пробыл там до 5 сентября (18-го по н/ст). Оной ночи «взято небожчика отца ігумена … зъ вязеня и, съ кайдановъ росковавши, до обозу запроважено». А оттуда «вели его до борку, который недалеко былъ отъ обозу, а одъ мѣста въ чверть миля ѣдучи до села Гершоновичъ, въ лѣвой сторонѣ» [1].
На месте кончины преподобномученика Афанасия, игумена Брестского (+1648), 3 мая
Всегда найдутся те, кто сомневается: святой был замучен в XVII веке, откуда же в XIX веке могли знать сие место? Об истинности места свидетельствует «Диариуш», часовня и предание.
Из замка преподобномученика Афанасия привели в военный лагерь (обоз), а затем «вели его до борку, который недалеко былъ отъ обозу, а одъ мѣста въ чверть миля ѣдучи до села Гершоновичъ, въ лѣвой сторонѣ» [1].
Слово «мѣсто» наиболее многозначное. Оно может обозначать как место, поле, площадь, так и селение, город, предместье… Но откуда ведется отсчет – от военного лагеря (обоза) или города, предместья? В каких милях – польских или литовских – велся расчёт? И таких вопросов слишком много… Однако у нас есть и другой ориентир – название села «Гершоновичи». Сегодня такой топоним не используется. В городе Бресте есть микрорайон «Гершоны» на месте бывшего села. Однако карта 1881–1885 гг., исправленная 1931, 1940–1941 гг. и изданная Генштабом Красной армии в
Предание, источником которого является литургическая, богослужебная жизнь Церкви, сохранила и донесла до нас ценные сведения, которые хорошо дополняют исторические документы. И все они вместе свидетельствуют о месте мученической кончины преподобномученика, об истинности его.
В 9 икосе Акафиста святому Афанасию Брестскому, изданному в Варшаве в
Затем еще раз подчеркнуто, что «тернием прорастшим на гробе твоем: место упокоения твоего показавый»… [14]. Вот что поразило верующих, что свидетельствовало истинность места. И данные исторические не только не противоречат, но также указывают на сие место.
Логическим итогом локализации памятных мест является их обозначение, создание мемориала. В данном случае удивительно, насколько точно оказались увековечены место служения и мученической кончины Афанасия Брестского (Филипповича), причем не чем-нибудь, а монастырями. Кроме того, с
послушница Елена (Дмитрук)
© г. Брест Свято-Рождество-Богородицкий монастырь
1. Афанасий Брестский (Филиппович ; преподобномученик, игумен; 1595-1648). Диариуш [Рукопись] [Электронный ресурс] / Афанасий Филиппович. – Электрон. текстовые дан. – Москва : ГИМ, 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ;
2. Plan von der Stadt Brzesc in Litthauen [Микроформа] / Staatsbibliothek zu Berlin Preussischer Kulturbesitz. – Berlin, 2006. – 1 мфиша : карта ; 9х12 см. – Текст нем. – План города Бреста / сост. Георг фон Фюрстенхоф. – 1740. – Держатель: Свято-Рождество-Богородицкий монастырь г. Брест.
3. Воробей, А. В. Город и замок Брест Литовский / А.В. Воробей и А.В. Жарков. – Брест: Изд–во БрГТУ, 2018. – 164 с.
4. Описание Берестейского староства
5. Карта Волынского укрепления Брестской крепости: совмещение плана города Бреста
6. План Литовско-Гродненской губернии города Бржестя с прожектом. Сочинен декабря 24-го дня 1824 года [Цифровая копия плана] – Масштаб в аглицком дюйме 50 сажней; линейка поперечного масштаба / Гродненский историко-археологический музей. – Гродно, [2015]. – Электрон. картогр. дан. – 1 электрон. диск. – Систем. требования: Microsoft Windows Photo Viewer, Microsoft Paint, Adobe Photoshop CS. – Загл. с титул. экрана. – Держатель: Свято-Рождество-Богородицкий монастырь г. Брест.
7. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). ф.13126. – оп. 2. – д. 91 – лл. 1–8.
8. Генеральный план Брест-Литовской крепости с окружающею местностию сентября 2 дня
9. Рубашевский, Ю. Памятник с заросшей тропой русскому генералу обнаружен в
10. Чайчиц, И. Генеральский памятник на берегу Буга [Электронный ресурс] / И. Чайчиц // Реальный Брест: социальный портал. – [2016]. – Режим доступа: http://www.realbrest.by/novosti/istorija-bresta/generalskii-pamjatnik-na-beregu-buga.html. – Дата доступа: 24.11.2018.
11. Священник К. Михайловский Освящение часовни-церкви на месте мученической кончины (5 сентября 1648 года) св. преподобномученика Афанасия, Игумена Брестскаго, заложенной 3-го мая сего 1909 года // Гродненские епархиальные ведомости — 1909г. — № 40.
12. Место мученической кончины Афанасия (Филипповича), игумена Брестского [Электронный ресурс] // Свято-Рождество-Богородицкий монастырь г. Брест. – 2017. – Режим доступа: http://obitel-brest.by/istoricheskoe-nasledie/publikatsii/mesto-muchenicheskoy-konchiny-afanasiya-filippovicha-igumena-brestskogo/. – Дата доступа: 24.11.2018.
13. БССР. Брестская область и Польша, 1881-1885 гг., исправленная 1931, 1940-1941 гг. : N-34-144-В (Брест). —
14. Акафист Святому Преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому. – Варшава: Синодальная типография, 1929. – 40 с.