«Исполнить достойное сего мужа служение»: каноническое признание церковного почитания преподобномученика Афанасия, игумена Брестского в 1795 г.



23.11.2023

Доклад протодиакона Павла Бубнова с таким названием был представлен на республиканской научной конференции «Православие в исторических судьбах славянских народов», приуроченная к 375-летию мученической кончины преподобномученика Афанасия, игумена Брестского 5 сентября 2023 года. Благодаря данному исследованию были введены в научный оборот документы о каноническом признании и церковном почитании преподобномученика Афанасия, игумена Брестского в XVIII в.


640-382----raka-af2.jpg



Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия

bubnov-pavel-sajt-bez-ordenov-200x300.jpg

  

После вхождения белорусских земель в состав Российской империи в результате трех разделов Речи Посполитой началось поступательное и планомерное возрождение церковной жизни в этом регионе. Первым существенным шагом в этом направлении стало учреждение в 1785 г. в Слуцке православной епископской кафедры, на которую был поставлен епископ Виктор (Садковский) и учреждение при ней духовной школы. В 1793 г. была образована Минская архиепископия, после третьего раздела включившая в себя большую часть территории современной Беларуси (в том числе и Брест), а Слуцкая семинария получила наименование Минской духовной семинарии. Начался процесс возвращения белорусских униатов в Православие, процесс возрождения коснулся различных сторон церковной жизни.

До настоящего времени малоизученной страницей тех событий является тема рецепции в конце XVIIIXIX веке почитания святых, подвизавшихся на белорусских землях как в период бытия Древнерусской Церкви, так и в период существования Великого Княжества Литовского. С момента отделения западнорусских епархий от единой Русской Церкви в 1458 году и последовавшей за этим в 1596 г. началом насаждения Брестской церковной унии, процессу канонизации и почитания местных святых не уделялось должного внимания в контексте острых проблем церковной жизни. В случае же со святыми, пострадавшими в ходе насильственного насаждения церковной унии, проведение их официальной общецерковной канонизации было затруднительным. С другой стороны, святые подвизавшиеся и почитавшиеся в западнорусских епархиях были менее известны в епархиях великорусских и в церковных центрах Русской Церкви – Москве и Петербурге. В ходе процесса нормализации церковной жизни после вхождения белорусских земель в состав Российской империи правящим архиереям приходилось решать вопросы канонического признания местных святых по принятому к тому времени в Русской Православной Церкви порядку.

В ходе реализации научно-исследовательского проекта Слуцкой епархии по изучению биографии и почитания святой праведной Софии, княгини Слуцкой, были выявлены документы, проливающие свет на то, как было осуществлено каноническое признание почитания святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. В фонде Минской духовной консистории в собрании Национального исторического архива Беларуси в г. Минске были выявлены три дела, содержащие официальную церковную переписку по этому вопросу.


640-Садковский.jpg

640-Конисский.jpg


Эта переписка начинается с письма митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) (1730–1801) к архиепископу Минскому и Волынскому Виктору (Садковскому) датированного 9 апреля 1795 г. В этом письме сообщается, что архиепископ Могилевский Георгий (Конисский), ныне почитаемый Церковью в лике святителей, направил обер-прокурору Святейшего Синода А. И. Мусину-Пушкину описание жития преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Обер-прокурор, в свою очередь, обратился за советом по этому вопросу к митрополиту Гавриилу. Итогом этого и стало данное письмо, в котором митрополит Гавриил сообщил архиепископу Виктору следующее:

«Прежния обстоятельства возбраняли открыть его (преподобномученика Афанасия – п. П. Б.) святость, ныне можно Вашему Преосвященству дозволить петь ему молебны и в случае Вашего прибытия в тот монастырь самому исполнить оное достойное сего мужа служение; если же открываться будут ... сему препятствия прошу меня уведомить. Я прося ваших молитв с моим почтением пребывая Вашего Преосвященства Усердный доброжелатель и богомолец Гавриил митрополит Новгородский» [НИАБ. Ф. 136. Оп.1. Д.529. Л.1].

450-Слайд 1.jpg

В этих предложениях содержится ряд важных фактов. Во-первых, существование Православной Церкви в Речи Посполитой и обстоятельства мученической смерти святого Афанасия, как пишет митрополит Гавриил, «возбраняли открыть его святость». Святость его, с точки зрения всех участников этой переписки очевидна, а препятствия к ее открытию устранены. Во-вторых, митрополит Гавриил, как первенствующий член Святейшего Синода, дает в этом письме архиепископу Виктору каноническое разрешение на богослужебное почитание святого Афанасия и обещает дальнейшую поддержку в утверждении этого почитания.

25 августа 1795 г. из Слуцка архиепископ Виктор направил указ [НИАБ. Ф. 136. Оп.1. Д.529. Л. 2.] о каноническом признании почитания преподобномученика Афанасия строителю Брестского Симеоновского монастыря игумену Гурию (по совместительству он также являлся строителем Яблочинского Онуфриевского монастыря). Титул «строитель» использовался в этот период как наименование руководителя строящегося либо восстанавливаемого монастыря.

377-640-Слайд 2.jpg

В этом указе воспроизводится информация из вышеприведенного письма митрополита Гавриила (Петрова) от 9 апреля 1795 г. и правящий архиерей благословляет строителю монастыря совершать богослужебное почитание преподобномученика Афанасия пред его святыми мощами, почивающими в данном монастыре.

20 сентября 1795 г. строитель Брестского Симеоновского монастыря игумен Гурий сообщил в рапорте [НИАБ. Ф. 136. Оп.1. Д.529. Л.3.] на имя правящего архиерея – архиепископа Минского и Волынского Виктора, что указ принят к исполнению и добавил, что мощи святого находятся в Брестском монастыре в храме преподобного Симеона Столпника на левой стороне в украшенной раке и «з давних времен открыты» [НИАБ. Ф. 136. Оп.1. Д.529. Л.3.].

450-Слайд 3.jpg

 

Следующий документ, относящийся к данной теме – это рукопись «Исторические описания монастырей Минской епархии» [НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 1311 Исторические описания монастырей Минской епархии. 1800 г.], также хранящаяся в фонде Минской духовной консистории в НИАБе. В 1800 г. по запросу Святейшего Синода через Минскую духовную консисторию настоятели всех монастырей епархии составили и выслали краткие описания своих обителей. В частности, в описании Брестского Симеоновского монастыря, составленном его настоятелем архимандритом Софронием [НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 1311 Л. 20], сообщается, что в обители имеется один деревянный храм, построенный в 1716 г. с двумя престолами – в честь преподобного Симеона Столпника и (с правой стороны храма) первомученика архидиакона Стефана [НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 1311 Л. 58]. На хорах этого храма также имеется придел великомученицы Варвары. Трапезная церковь освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В монастыре также имелось две настоятельских келии и четыре братских, колокольня и хозяйственные строения на отдельном дворе. Далее приведем дословно текст документа, касающийся почитания преподобномученика Афанасия в авторской редакции: «На левой стороне храма преподобного Симеона Столпника в украшенной раке почивают мощи, открытые с давних лет Афанасия Филиповича второго игумена Брестского умученного поляками 1648го года июля 20-го дня. О котором от синодального члена Гавриила митрополита Новгородского к Виктору архиепископу бывшему Минскому что ныне Черниговский и Малороссийский 1795 г. апреля 9-го дня писано тако: Преосвященный Георгий архиепископ Могилевский прислал к его превосходительству господину обер-прокурору Алексею Ивановичу описание жития святого Афанасия преподобномученика и игумена Брестского. Оно читано было. Оно подано от сего мученика королю Польскому Владиславу. Господин обер-прокурор советовался с нами. Мощи онаго нетленны. Только головы нет, поелику она растрелена [л.59]. Прежние обстоятельства возбраняли открыть его святость. Ныне можно Вашему Преосвященству дозволить петь ему молебны, в случае Вашего прибытия в монастырь самому исполнить оное достойное сего мужа служение; если же открываться сему будут препятствия прошу меня уведомить» [НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 1311 Л. 59].

Текст представленного документа позволяет заключить, что выше рассмотренный указ правящего архиерея был принят к исполнению настоятелем и братией Симеоновского монастыря и использовался, в том числе, при освещении истории обители и почитания преподобномученика Афанасия. Упоминаемая в документе дата мученической кончины святого нуждается в дальнейшем анализе и оценке.

Рассмотренное описание Брестского Симеоновского монастыря, как и описания всех монастырей Русской Православной Церкви было помещено [Амвросий (Орнатский), архиепископ. История российской иерархии, собранная Московского первоклассного Новоспасского монастыря архимандритом Амвросием. Ч.3. Москва: Синодальная типография, 1815. С. 456–457] (с сокращениями [Приведенное в рукописной версии документа описание канонического признания почитания преподобномученика Афанасия в издании «История Российской иерархии» было опущено] и незначительными корректировками) в третьей части труда «История Российской иерархии», вышедшем в шести томах в 1807–1815 гг. Этот фундаментальный труд был создан митрополитом Евгением (Болховитиновым) и архиепископом Амвросием (Орнатским) и содержал, в том числе, краткие сведения о всех монастырях Русской Православной Церкви.

В 1820 г. был составлен новый документ, также выявленный в ходе настоящего исследовательского проекта в фонде Минской духовной консистории. В 1820 г. Святейший Синод обратился к архиепископу Амвросию (Орнатскому) с предложение подготовить новое издание «Истории Российской иерархии» с исправлениями и дополнениями и направил в епархии предписание сравнить сведения в первом издании с реальным положением и направить уточнения и дополнения в Синод. Такое предписание через Минскую духовную консисторию было направлено и в Брестский Симеоновский монастыря.

Уточнения к сведениям по истории и актуальному состоянию монастыря подготовил его настоятель игумен Иннокентий, который указан также как настоятель подчиненных Симеоновскому монастырю Бельского Никольского, Заблудовского Успенского и Дрогичинского Троицкого монастырей.

В этом дополненном рукописном описании монастыря содержится более уточненная информация о мощах святого Афанасия:

«В соборной церкви монастыря между главною и пределом (так в документе – п. П. Б.) почивают открытые св. мощи преподобномученика Афанасия, игумена Брестского в 20 день июля 1648 г. умученного» [НИАБ. Ф.136. Оп. 1. Д. 39071. Л. 24]. Далее составитель по пунктам отвечает на некие вопросы (самих вопросов в деле не было выявлено) в виде маркированного списка.

В пункте 5 (он маркирован пятью звездочками), очевидно, содержится ответ на вопрос, когда началось почитание святого Афанасия:

«По указу духовной Слуцкой консистории от 25 августа 1795 года последовавшему состоявшемуся по отношению Святейшего Правительствующего Синода члена Высокопреосвященнешего Гавриила Митрополита бывшего Новгородского и Санкт-Петербургского к бывшему епископу Слуцкому Высокопреосвященнешему Виктору» [НИАБ. Ф.136. Оп. 1. Д.39071. Л. 25].

В шестом пункте содержится новая информация о судьбе мощей преподобномученика Афанасия:

«Мощи св. преподобномученика Афанасия, пострадавшего от поляков за непреклонность на унию при згорении церкви згорели от которых осталось только несколько костей, которые и хранятся ныне внутрь престола трапезной церкви. Глава же сего угодника Божия будучи расстреляна и как явствует из записки, найденной памятной книги во время [л.25об] нахождения в Польше и в здешном городе государя императора Петра великаго взята в Петербург».

В этом предложении содержится свидетельство о пожаре в Симеоновской церкви монастыря, случившемся 8 сентября 1815 года, в ходе которого медная рака с мощами святого расплавилась. Остатки святых мощей были собраны и помещены на особом блюде в алтаре трапезной церкви. Другое важное свидетельство – о том, что глава преподобномученика была по инициативе императора Петра Первого взята в Петербург. В двух предыдущих документах об этом нет никаких упоминаний, более того в них говорится о том, что главы при мощах нет, поскольку при казни святого, как гласят документы «она была расстреляна». Очевидно, проверка и уточнение данной информации является еще одной научной задачей в процессе изучения биографии и почитания святого Афанасия.

Далее в документе 1820 г. дается весьма ценный список настоятелей Симеоновского монастыря. Приведем полный текст этого списка согласно документу:

«Св. Афанасий 1640-1648

Игумен Давид Андреевич Хоминский упоминается 6.04.1653

Игумен Яков Красинский известен с 1659 по 1785 (ошибка, правильно – 1685 – п. П. Б.)

Игумен Сильвестр Францевич известен с 1699 по 1703 г.

Игумен Гервасий Рудницкий 1740-1749

В этот период упоминается игумен Иона Васильевич, но он в 1747 г. по переходе в унию из монастыря изгнан.

Игумен Спиридон Гриневицкий известный с 1753 по 1784

Игумен Гавриил известный 1796 г.

Архимандрит Софроний 1797 г.

Архимандрит Гурий сей был игуменом в Яблоченском царства польскаго монастыре куда в … сан произведен 1782 года февраля 13 дня и управлял по (т.е. после – п. П.Б.) вышеписанному игумену Гриневицкому до определения игумена Гавриила и сим монастырем он по указу духовной консистории открывал и мощи св. преподобномученика [л.26] Афанасия 1795го года.

10 игумен Тарасий Премко (или Пжемко?) по архимандриту Гурию, но с которого года неизвестно сей по увольнению за болезнию умер в Пинском Минской губернии Богоявленском первоклассном монастыре

11-й архимандрит Зосима с 1808 года из Сурдецкаго Виленскгой губернии монастыря куда во игумена произведен от 1802 г. Умер 1815 года.

12-й игумен Иннокентий ныне в живых находящийся произведен в сей сан 1817 года августа 15 дня.

Из достопримечательных происшествий случившисхя в обители сей почитается посещение оной от государя Императора Александра Павловича 1805 года» [НИАБ. Ф.136. Оп. 1. Д.39071. Л. 25–26].

Особое внимание привлекает запись о настоятеле монастыря архимандрите Гурии, назначенный на должность в 1782 г. Его имя уже упоминалось в выше рассмотренном документе 1795 г. В этом же документе 1820 г. указывается, что он «открывал мощи преподобномученика Афанасия».  Поскольку из других исследований известно, что мощи преподобномученика были открыты еще 20 июля 1666 г. [Мороз, И. Г. Афанасий (Филиппович) / Православная энциклопедия / Под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. – Т.3. – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. – С. 704–706], к тому же и сам игумен Гурий в 1795 г. сообщал правящему архиерею, что «мощи с давних времен открыты», вероятно, что под фразой «открывал мощи преподобномученика Афанасия» понимается именно исполнение указа о каноническом признании почитания святого Афанасия, произошедшее в 1795 г., о чем говорилось выше. Сведения о других настоятелях монастырях нуждаются в дополнительной проверке.

Таким образом, документ 1820 г. существенно дополняет как историю почитания святых мощей преподобномученика Афанасия, так и уточняет обстоятельства канонического признания его церковного почитания в 1795 г.

Подводя итог трем изучению трех выявленных документов, можно сформулировать следующие ключевые выводы.

1.                 К настоящему времени не выявлено официальных документов высшей или епархиальной церковной власти о прославлении в лике святых преподобномученика Афанасия, оформленных в период от его кончины в 1648 г. и до 1795 года. Вероятно, такое документально подтвержденное решение не было оформлено ввиду стесненного положения Православной Церкви в Речи Посполитой. Вместе с тем реальное церковное почитание преподобномученика Афанасия и его святых мощей зафиксировано в ряде документальных источников второй половины XVII и XVIII веков.

2.                 После вхождения Бреста в состав Российской империи, а Брестского Симеоновского монастыря – в состав Минской архиепископии перед епархиальной и высшей церковной властью встал вопрос о каноническом признании церковного почитания святого Афанасия.

3.                Ключевое участие в общецерковном признании святости преподобномученика Афанасия приняли святитель Георгий, архиепископ Могилевский, митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил (Петров), архиепископ Минский и Волынский Виктор (Садковский), обер-прокурор Святейшего Синода А. И. Мусин-Пушкин.

4.                В 1795 г. первенствующий член Святейшего Синода митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), архиепископ Минский и Волынский Виктор (Садковский) издали официальные документы, через издание и реализации, которые совершилось каноническое признание церковного почитания преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.

 

Источники и литература

 

1.                 Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 136. Оп.1. Д.529. Л.1. Дело по сообщению Новгородского (в деле напечатано Новогрудского) митрополита Гавриила о необходимости проведения молебнов в честь святого Афанасия, игумена Бржеского

2.                НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 1311 Исторические описания монастырей Минской епархии. 1800 г.

3.                НИАБ. Ф.136. Оп. 1. Д. 39071. Дело по указу Синода о представлении дополнительных сведений о истории Российской иерархии.

4.                Амвросий (Орнатский), архиепископ. История российской иерархии, собранная Московского первоклассного Новоспасского монастыря архимандритом Амвросием. Ч.3. Москва: Синодальная типография, 1815. С. 456–457.

5.                Мороз, И. Г. Афанасий (Филиппович) / Православная энциклопедия / Под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. – Т.3. – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. – С. 704–706.


 Статья опубликована в журнале "Брестские епархиальные ведомости" - №3 (85). - 56-59 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ТЕМЕ:

https://obitel-brest.by/istoricheskoe-nasledie/publikatsii/novootkrytye-materialy-svyazannye-s-razvitiem-proslavleniya-prepodobnomuchenika-afanasiya-igumena-br/



Отзыв на статью протодиакона Павла Бубнова

История канонизации и почитания святого Афанасия Брестского (Филипповича) практически не известна. Время гонений на православных со стороны католиков и униатов, регулярные поджоги монастыря святого Симеона Столпника г. Бреста и его храмов не способствовало сохранности документов. А опубликованные исследования XIX в. несут противоречивую информацию.

В третьем томе «Истории российской иерархии…» собранной иеромонахом Амвросием и изданной в 1811 г. сказано так: «В соборной церкви монастыря сего между главной и приделом почивают открыто св. мощи Преподобномученика Афанасия» [с. 457]. Автор не сомневается в святости, так как есть в наличии «святые мощи», но ничего более не сообщает.

Однако после пожара 1815 г. (по др. данным 1816), когда мощи сгорели и остались только частицы от них, начались противоречия в сообщениях о его почитании-канонизации.

В двух изданиях – 1894 г. и 1903 г. – Истории канонизации святых в Русской Церкви» профессора МДА Е. Голубинского информация о дате гибели св. Афанасия и времени начала его почитания сильно расходятся. В итоге автор указывает, что «мощи Афанасия, не знаем – когда обретены, в 1816 г. сгорели, так что в бывшем Симеоновском монастыре, а теперешнем городском соборе Брест-Литовска сохраняются только останки их» [«История канонизации святых в Русской Церкви» / под ред. профессор МДА Е. Голубинского. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: изд. Университет. Тип., 1903. – с. 217–218]. Кроме того, во втором издании указано «судя по тому, что автор Истории иерархии, говоря в III томе последней, напечатанием в 1811 г., о Симеоновском монастыре и в нем о мощах Афанасия ничего не говорит о праздновании – с. 457, нужно думать, что в 1811 г. празднования еще не было» [ с. 218].

Однако в местной церковной прессе – «Литовских епархиальных ведомостях» за 1864 г. опубликовано «Краткое описание жития святого Афанасия Филиповича Игумена Брестского, преподобно-мученика новаго, около 1648 года убиенного», которое «сочинено на польском языке 1648 года, а переведенного на российский язык Киевския академии студентами богословия 1805 года, мая 22 числа в Киево-Печерской Лавре». Однако оно не вызывает доверия в связи с тем, что из Диариуша св. Афанасия мы знаем, что братия Симеоновского монастыря обрела его нетленное тело через 8 месяцев после убиения – в мае 1649 г., а значит жите не могло быть написано в 1648 г.

Таким образом, предложенная протодиаконом Павлом Бубновым статья «Исполнить достойное сего мужа служение»: Каноническое признание церковного почитания преподобномученика Афанасия, игумена Брестского в 1795 г.» вызывает огромный интерес. Тем более что в ее основе лежат документы из фонда Минской духовной консистории в собрании Национального исторического архива Беларуси. Она проливает свет на рецепцию почитания святого Афанасия в Российской империи, после разделов Речи Посполитой.

Статья протодиакона Павла Бубнова является первым шагом в исследовании вопроса канонизации и дает нам твердую почву на этом пути. Содержание выявленных документов свидетельствует, что почитание св. Афанасия было и до 1795 г. Основаниями для такого утверждения являются наличие жития, переданного архиепископом Могилевским Георгием (Конисским) обер-прокурору Святейшего Синода А. И. Мусину-Пушкину, а также ответ игумена Брестского Симеоновского монастыря от 20 сентября 1795 г., что «мощи святого находятся <….> в храме преподобного Симеона Столпника на левой стороне в украшенной раке и з давних времен открыты». А вот вопрос насколько «давних» остается пока открытым…

 

 


Возврат к списку