Духовные покровители земли Брестской в Соборе Белорусских святых



06.07.2019


В Неделю 3-ю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь установила празднование в честь святых Белорусской земли. За треть века Собор Белорусских святых возрос от 14 до 79 угодников Божиих.


Сразу два из них тесно связаны с историей города Бреста и одновременно являются духовными покровителями его Свято-Рождество-Богородицкой обители — преподобномученик Афанасий (Филиппович) и священномученик архидиакон Никифор (Кантакузин[1]).


- Фото Киот с иконами Рождества Пресвятой Богородицы, прпмч. Афанасия Брестского, свщмч. Никифора


Если с первым все более или менее понятно: он в истории церкви известен именно как преподобномученик Афанасий Брестский и только в светских изданиях чаще всего упоминается как публицист-полемист по фамилии, то со вторым возникает недоуменный вопрос: как грек по национальности вдруг стал своим для этой земли.


Оба они тесно связаны с одним важным трагическим для белорусов событием — так называемой Брестской церковной унией. Если священномученик архидьякон Никифор (Кантакузин) был непосредственным участником событий в Бресте в октябре 1596 г., то преподномученик Афанасий только-только родился — он был ровесником унии, представителем поколения, чья жизнь прошла в борьбе за веру православную. Однако их судьбы тесно переплетены и вписаны не только в историю города, но и в историю православия на наших землях.


Сведений об архидьяконе Никифоре (Кантакузине) немного. Он был доверенным лицом, а точнее Экзархом Патриарха Константинопольского Иеремии в Молдавии и Речи Посполитой. Имел на руках грамоты, которые позволяли ему председательствовать на всех соборах в пределах Вселенского Патриархата и от его имени решать на соборе все вопросы, касающаяся веры и строя Церкви.


-священномученик архидиакон Никифор


Что его, грека, связывает с Брестом? События Собора 1596 г. Экзарх Молдавии и Речи Посполитой чудом успел прибыть в Брест в октябре 1596 г. Несмотря на то, что он имел на руках грамоты от Патриарха Иеремии[2], которые показывали цель его приезда, на границе он был арестован как турецкий шпион. Проведя полгода в тюрьме, он смог сбежать из заключения и прибыть к открытию Собора в Брест.


Экзарх Никифор сумел организовать православных и провести заседания антиуниатской стороны. «Экзарх три раза приглашал митрополита и 4 епископов[3] на Православный Собор, но они не явились. Собор лишил их сана, отверг унию и проклял ее. Униатский собор ответил тем же православному»[4], но остается один вопрос. На каком основании действовал последний? Епископы без ведома и согласия главы Церкви и собора православных не имели права ни вести переговоры с папой римским, ни подписывать соответствующие документы. Да и полномочия Митрополита ограничены правами Экзарха. 


Таким образом, Никифор не только организовал православных, своими действиями предопределил решения Собора, но само его присутствие и участие придало Собору канонический характер. Законность, правда, истинность была на стороне православных.


Но государственная власть в лице польского короля встала на сторону митрополита Михаила Рогозы и епископов, подписавших акт унии. А вот архидиакон Никифор (Кантакузин) предстал перед сеймовым судом по обвинению в шпионаже в пользу Турции, в составе которой и находился Констанитинополь-Стамбул… Несмотря на то, что обвинения не были доказаны, его до выяснения всех обстоятельств заключили в замке Мальборк (Мариенбург). Только обмолвка Ипатия Потея в письме Сапеге — «изменник Никифор издох в Мариенбурге» — позволяет проследить его дальнейшую судьбу.


Никифор — грек, однако ему одинаково были дороги и греки, и молдаване, и русские. Он сражался за Церковь в полном сознании сверхнациональной природы Церкви, в которой нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара. В его подвиге нет национального пристрастия, центром его жизни стал Христос, Православие…


Но Брест — это его выбор! Это его путь в Царствие Небесное. По-человечески естественно освободившись из заключения, отправиться в безопасное место, домой, но Никифор отправился не в Константинополь, а в Брест на Собор, осознавая опасность попасть в руки врагов. Само его присутствие имело решающее значение для дальнейшего развития событий. Да и после завершения Собора и принятия решений он мог бы покинуть пределы Речи Посполитой, где сразу же начались гонения на православных. Однако, Никифор остался, продолжая организовывать сопротивление унии, рассылая послания, ободряя и убеждая малодушных, преподавал в Острожской академии. Гонения, оклеветание, смерть от голода — все это ответ на его действия здесь, в Бресте. Усилия Никифора практически нейтрализовали успехи унии, несмотря на всю мощь соединенных усилий папы и короля.


Преподобномученик Афанасий в большей степени был связан с городом. Во-первых, именно здесь в течении 7 лет по просьбе-приглашению Л. Сапеги был инспектором у некого «Дмитровича». Во-вторых, в актах среди городских ремесленников упоминается фамилия Филипович, это позволяет предположить, что он был родом из Бреста. В-третьих, с 1640 по 1648 гг. преподобномученик Афанасий был игуменом двух православных мужских монастырей в городе Берасце — Рождество-Богородицкого и Симеоновского (в честь преподобного Симеона Столпника).


-преподобномученик Афанасий Брестский


В 1640 году, прибыв в Брест на игуменство, т.е спустя 44 года после событий, происшедших в 1596 г., преподобный Афанасий начал поиск старых грамот, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему Свято-Симеоновского монастыря. Кроме них, он обнаружил записи «на пергаментах найденные со страшным проклятием на униатов, в книги гродские* внес и огласил в церкви и на разных местах, по воле Божией, указывая, что это разделение Руси, т.е. принятие унии с ненадлежащим пастырем, незаконным чином есть весьма проклятое».


Можно предположить, что среди старых грамот «на пергаментах» святым Афанасием был обретен итоговый документ Брестского Православного Собора. Найдя в документах собора, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», будущий преподобномученик стал открыто — в храме и в других местах — говорить об этом. Это произвело столь сильное действие, что во всем воеводстве униаты начали испытывать величайшую тревогу. Кроме того, он дважды проповедует об этом и в Варшаве перед королем и сеймом. Он смутил короля и сейм, его пытаются подкупить, а затем руками православных иерархов преследуют, сажают в тюрьму.


Хочется заострить внимание на том, что преподобномученик не накладывал анафему на унию (у него не было для этого полномочий), не пророчествовал, но свидетельствовал… Свидетельствовал перед высшими органами власти в Речи Посполитой — королем и сеймом, в суде, проповедовал с церковной кафедры о незаконности унии, о ее проклятии. И от своих слов не отрекся даже перед лицом смерти.


Свою смерть преподобномученик Афанасий встретил в Бресте. Повествование об его крестном пути можно почерпнуть из «Диариуша», а точнее той его части, которая «презъ послушниковъ ЕГО списана» в 1649 г.


Несомненно, в деле борьбы с унией преподобномученик Афанасий продолжатель деяний священномученика архидиакона Никифора (Кантакузина). Они вместе заложили тот фундамент о который разбилась уния.


Материальных объектов, связанных с жизнью и деятельностью наших святых в Бресте не сохранилось. Более того, не сохранился и сам древний город. На его месте воздвигнута крепость, а городская жизнь переместилась в новое место.


Современная женская обитель возрождалась в 2001-2002 гг. честь древнего православного мужского монастыря — Рождества «Пречистое Богородицы», игуменом которого был преподобномученик Афанасий Брестский (Филипович). Монастырь разместился на Волынском укреплении Брестской крепости в здании казематированного редюита, который был возведен в середине XIX в. как часть укреплений. Как оказалось, на земле, которая ранее принадлежала Симеоновскому монастырю, второй брестской святыни. Все это подтверждается планом монастыря 1818 г. и картами города 1823 и 1824 гг.


Удивителен факт, что Рождество-Богородицкое сестричество было преобразовано в монастырь официально 20 февраля 2002 г., а накануне — 31 января 2002 г. в Белорусской Православной Церкви был прославлен в лике святых священномученик архидьякон Никифор (Кантакузин), Экзарх Патриарха Константинопольского, который в 1596 г. возглавил Брестский антиуниатский православный собор. Так наша обитель обрела второго святого покровителя.


Общий для обоих святых праздник — Собор Белорусских святых. В этот день центром торжеств в Бресте становится Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь.




[1] Существуют разночтения при передаче фамилии: Кантакузин или Кантакузен.

[2] пастырские права Патриарха Иеремии — «одправованне справ духовных» — в 1589 г. были подтверждены королем Речи Посполитой Сигизмундом Третьим

[3] По другим данным их было 5.


Возврат к списку