370-летие обретения мощей преподобномученика Афанасия Брестского



14.05.2019


14 мая (1 мая ст. ст.) 1649 г. было обретено «тело… благодатию Божией без тления сохранившееся» прпмч. Афанасия. Прошло ровно 370 лет с этого момента. Эта дата не получила распространения. Она осталась не замеченной в богослужебной практике. Почему? Поиску ответа на вопрос посвящена статья.




Обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского (Филиповича) Православная Церковь традиционно празднует 20 июля (2 августа). Оно совпадает с днем памяти одного из величайших ветхозаветных пророков — Илии. На наиболее популярном православном портале «Азбука веры» рядом с празднуемым событием стоит 1649 год — Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского, игумена (1649) [https://azbyka.ru/days/2019-08-02]. Но разве мощи были обретены 20 июля 1649 г.? Диариуш показывает иные даты и месяц…


Братия преподобномученика Афанасия в 1649 г. добавила к его Диариушу главу — «О смерти…». «При неведении нашем» «лежал покойный» «без погребения от дня пятого сентября даже до дня первого мая, восемь месяцев». «Знали мы, что уже нет его на свете живого, но не знали, где было его тело». Когда же место было указано, то «дождавшись ночи, откопали мы его и узнав, что он есть именно, сейчас же на иное место взяли его оттуда».


«Назавтра же <2 мая 1649 г.>, по позволению его милости пана Фелициана Тышкевича, полковника хоругвей поветовых Берестейских, препроводили его в свой монастырь Рождества Пречистой Богородицы». 


А несколько дней спустя <на полях рукописи: «мая 8-го, на Иоанна Богослова»> в храме преподобного отца нашего Симеона Столпника на правом клиросе в склепике погребли, сначала отпевание ему, согласно порядка церковного, совершивши
»


В тексте написанной братией отсутствует дата 20 июля, но, на мой взгляд, нужно обратить внимание на ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «ТЕЛО ЕГО БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЙ БЕЗ СКАЗЫ ЗАХОВАНОЕ (ТЛЕНИЯ СОХРАНЕННОЕ)».


«Откопали мы его и узнав, что он есть именно» - первое на что обращаешь внимание, а вслед за этим братия свидетельствует, что через восемь месяцев «тело его благодатию божией без сказы захованое (тления сохраненное)» обретено было. Они понимали, что обретены нетленные мощи, но ведь отпевания и погребения не было – потому и оказали телу «без тления сохраненному» все что нужно по православному обряду.


Почему так долго (с 1 мая по 8 мая) братия не хоронила своего игумена? Чего ждали? Хотели, чтобы христиане всего воеводства убедились в правдивости его проповеди против унии, показывая, что Господь прославил игумена Афанасия нетленностью тела? Ведь зверское убийство произошло в тяжелый момент – в период бескоролевья в Речи Посполитой, в разгар восстания Богдана Хмельницкого, главным лозунгом которого была защита православной веры. Афанасий Филипович несомненно был знаменем этой борьбы. Кроме того, сложность была и в том, что живы еще убийцы Берестейского игумена — бискуп Луцкий Андрей Гембицкий и Радзивилл, канцлер литовский, которые составляли правящую верхушку польского общества. Насколько возможно было официальное прославление при таких обстоятельствах? Но сам факт погребения игумена в храме, в склепике о многом говорит.


Почему не закрепилось в богослужебной практике описанное в Диариуше обретение мощей можно только предполагать. Во-первых, братия Афанасия, т.е. непосредственные свидетели, была изрублена мадьярами в Милеце в 1657г. Во-вторых, рукопись Диариуша старательно скрывалась. Ее переписывали, копировали, но передавали с огромной осторожностью, под расписку… о возращении. Насколько был распространен текст, насколько он был известен? Сложно сказать. Опубликована рукопись только в 1878 г.


Хотя мощи прпмч Афанасия сами свидетельствовали о себе, но, например, в XVIII в. Петр I отделил главу — и появился вариант жития, в котором говорится, что преподобномученик был обезглавлен…


И все же откуда 20 июля (2 августа по н.ст.)? В 2008 г. в год 360-летия мученической кончины в газете «Церковное слово» свою версию высказала Лидия Кулажанка «Прападобны Афанасій быў прызнаны святым хутка пасля сваёй пакутніцкай смерці. У 1666 годзе былі адкрыты мошчы мучаніка, відавочна, з гэтай нагоды ў Брэсце было складзена «Жыціе» на польскай мове, у якім ігумен Афанасій называецца «святым і прападобнамучанікам» [«Царкоўнае слова» — №37(327). — 2008].

На том же портале «Азбука веры» в кратком житии преподобномученика Афанасия, игумена Брестского находим две версии:
1. «Хотя обвинение не подтвердилось, за критику унии святой был брошен в темницу и 5 сентября (по другой версии, 20 июля) 1648 г. после отказа отречься от православной веры подвергнут жестокой казни».
2. «Почитание преподобномученика началось сразу после его гибели. 5 января 1658 г. архим. Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки св. Афанасия почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи святого» [https://azbyka.ru/days/sv-afanasij-brestskij]. 
Остается загадкой почему авторы сайта рядом с 20 июля (2 августа) поставили 1649 год?


Удивительно и само время обретения «тела… благодатию Божией без тления сохранившегося» — накануне дня памяти Афанасия Великого (15 мая по н.ст. или 2 мая по ст. ст). Кроме того, если заглянуть в календарь 1649 г., то на 16 мая (3 мая по ст.ст.) приходилось празднование Вознесения Господа.


Наличие нетленных мощей не являются условием для канонизации. Исследователи церковной истории и права выдвигают ряд других условий для прославления, но это тема для отдельного рассмотрения.


Возврат к списку