15-летие Крестного хода в Неделю Всех Белорусских Святых


21.06.2017
Назад


СВЯЗУЯ ВРЕМЕНА, ПРОСТРАНСТВО, ПОКОЛЕНИЯ


Афанасий Брестский.jpg


Крестный ход — это пот и усталость, 
Наша память и наша молитва… 
Крестный ход — это вовсе не «малость», 
Это — самая главная Битва! 
Крестный ход — это преодоление 
Нерадения в вере и лени. 
Крестный ход — это с плотью борение 
И духовная связь поколений
[1].


В Бресте традиционно проводятся два Крестных хода — в 3-ю неделю по Пятидесятнице и 18 сентября — оба связаны с памятью преподобномученика Афанасия Брестского (Филипповича), святого покровителя нашего града. Как и с чего все начиналось? С небольшого объявления в Духовном вестнике:


«Крестный ход в Неделю Всех Белорусских Святых


14 июля 2002 г. после молебна в Свято-Николаевском гарнизонном соборе (крепость) будет совершен крестный ход от собора до Свято-Афанасьевской обители»[2].


Однако уже с 2003 г. его маршрут немного изменился. После завершения восстановительных работ и освящения храма Свято-Рождество-Богородицкого монастыря Крестный ход, по благословению тогда ещё епископа, а ныне архиепископа Иоанна (Хомы), начинается отсюда. Однако, неизменным осталось участие в нем священства и прихожан соседнего Свято-Николаевского гарнизонного собора, которые после совершения Божественной литургии со своими хоругвами приходят к монастырю и вливаются в общий поток… Жаль, что это остается малозаметным, но красивым эпизодом Крестного хода. Чаще всего в местной прессе публикуются фоторепортажи с небольшой заметкой:


«В 8 утра в Рождество-Богородичном женском монастыре в крепости была отслужена Божественная литургия, которую возглавил Преосвященнейший Иоанн, Епископ Брестский и Кобринский. После Литургии совершен Крестный ход от женского монастыря к Афанасиевскому мужскому монастырю г. Бреста (микрорайон «Гершоны»)»[3]


Коротко и по сути…


Нынешний — 2017 год — особый. Крестный ход будет идти в пятнадцатый раз!


Как и любое явление духовного порядка, Крестный ход явление настолько многогранное, что его значение, смысл сложно уловить словами. С одной стороны, это богослужение, передающее шествие Церкви к Господу Иисусу Христу. С другой стороны, воспоминание о Крестном Пути нашего Спасителя. Это и переживание непосредственного присутствия Бога и Его святых. Крестными ходами люди прославляли Бога и святых, переносили мощи и чудотворные иконы, просили избавления от эпидемий, природных бедствий и нашествий иноплеменников.


Но в его основе — желание верующих, подражая Богочеловеку Христу, хоть немного потрудиться, искупить перед Ним свою вину… И Господь настолько многомилостив, что целует сами намерения. Но есть люди, которые своей святой жизнью и смертью стали уподобились Христу: преподобные и преподобномученики.


Один из них — преподобномученик Афанасий Брестский. Подражая Господу нашему, он с честью прошел свой крестный путь, указуя нам образ стояния в вере и жизнью и смертью. Оказалось, что и один в поле воин…


Сегодня мы все идем по его стопам. Наш Крестный ход — это воспроизведение Крестного пути преподобномученика Афанасия. Повествование об этом пути можно почерпнуть из «Диариуша», а точнее той его части, которая «презъ послушниковъ ЕГО списана» в 1649 г. и носит чёткое название «О смерти Отца Аѳанасіа Филиповича, Ігумена Берестейского православного …»[4].


В субботний день — 1 июля (14-го по новому стилю) 1648 года — он вступил на этот путь, а завершил его в ночь с 4 на 5 (17-18 по н/ст.) сентября этого же года… Ну как тут не удивляться промыслу Божиему? Ведь именно 14 июля 2002 г., а значит 1 июля по старому стилю, положено начало нашему Крестному ходу! Для кого-то это просто совпадение, а для других реальность, реальность Небесного порядка…


Давайте восстановим ход событий, реконструируем путь, который прошёл наш святой.


«Панове судовые каптуровые воеводства Берестейского […] прислали особъ килка шляхты до монастыря нашего, абы его (Афанасия) взяли до замку». Сам «небожчыкъ[5]» «одправовалъ литургію въ храмѣ Рождества Пречистои Дѣвы Богородици, въ другомъ своемъ монастыру». Шляхта ворвалась в храм «подъ часъ спѣваня «Иже хоровимъ». Они позволили ему окончить Литургию… «всю оную литургію порядне окончилъ». «И заразъ, изъ церкви не отходячи нигдѣ, і взявши зъ собою и другого брата, пошолъ до замку».


Здесь предстал перед «панами судовыми», но те не стали его слушать, а отправили «до цекавзы[6] до вязеня[7] въ томъ же замку Берестейскомъ». Так без суда, в кандалах он пробыл там до 5 сентября (18-го по н/ст). Оной ночи «взято небожчика отца ігумена … зъ вязеня и, съ кайдановъ росковавши, до обозу запроважено». А оттуда «вели его до борку, который недалеко былъ отъ обозу, а одъ мѣста въ чверть миля ѣдучи до села Гершоновичъ, въ лѣвой сторонѣ».


Крестный ход сегодня символично охватывает весь мученический путь преподобномученика. Божественная литургия совершается в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы. Обитель возрождена как женская, но в память о древнем мужском берестейском монастыре, игуменом которого был преподобномученик Афанасий. Именно здесь он совершил последнюю Божественную литургию. Затем Крестный ход идет до места мученической кончины, где сегодня находится Свято-Афанасьевский мужской монастырь. Это конечная точка Крестного хода, где служится молебен с акафистом.


С одной стороны, вера не требует педантичной исторической реконструкции месторасположения всех объектов. Смысл Крестного хода и так понятен.


С другой, соотношение объектов во времени и пространстве не только вызывает интерес, но и помогает непосредственно соприкоснуться с историей, осязать её, осознать, что описанные в «Диариуше» события — это не плод воображения, не легенда… Это реальность, пусть и прошедшая, но реальность. Кажется, что земля, деревья, камни — это безмолвные свидетели событий, но и они могут заговорить…


Благодаря выявленным в конце 2000-х гг. картам города Бреста, можно с большей или меньшей точность определить расположение объектов, которые упоминаются в «Диариуше».


Монастырь Рождества Пречистой Девы Богородицы точно локализовать, пока не удалось. Он отсутствует как на карте 1740 г., так и последующих планах города, к этому времени перестает упоминаться в королевских привилеях. Однако в составе земельных владений монастыря преподобного Симеона Столпника мы находим «Рождественские грунты»[8]. Есть и другие данные, которые позволяют утверждать, что этот монастырь располагался по левую сторону от современного пограничного перехода «Варшавский мост». В то время как Свято-Рождество-Богородицкий монастырь сегодня расположен по правую его сторону, в непосредственной близости к «детинцу»[9] и на территории второго древнего православного мужского монастыря — преподобного Симеона Столпника. Таким образом, географически одноименная — Рождество Богородицкая — современная и древняя обитель не совпадают.


Замок, второй упоминаемый в «Диариуше» объект, локализуют в районе современного музея «Берестье»[10]. На его же территории был расположен цехгауз с тюрьмой. Это приблизительно 300-400 метров от современной женской обители.


На месте кончины преподобномученика Афанасия, игумена Брестского (+1648), в 1870 г. местные жители возвели часовню, в которой совершались богослужения в дни памяти святого[11]. А 3 мая 1909 г. на её месте архиерейским чином была заложена церковь[12]. В 1961-е гг она была закрыта властями, но в 1989 г. была передана Церкви, восстановлена и освящена во имя преподобномученика Афанасия Брестского. В 1996. г. при храме основан одноименный монастырь.


Всегда найдутся те, кто сомневается: святой был замучен в 17 веке, откуда же в 19 веке могли знать сие место? Об истинности места свидетельствует «Диариуш» и предание.


Из замка преподобномученика Афанасия привели в военный лагерь (обоз), а затем «вели его до борку, который недалеко былъ отъ обозу, а одъ мѣста въ чверть миля ѣдучи до села Гершоновичъ, въ лѣвой сторонѣ».


Слово «мѣсто» наиболее многозначное. Оно может обозначать как место, поле, площадь, так и селение, город, предместье… Но откуда ведется отсчет — от военного лагеря (обоза) или города, предместья? В каких милях польских или литовских велся расчёт? И таких вопросов слишком много… Однако у нас есть и другой ориентир — название села «Гершоновичи»! Сегодня такой топоним не используется. В городе Бресте есть микрорайон «Гершоны» на месте бывшего села. Однако карта 1881-1885 гг., исправленная 1931, 1940-1941 гг. и изданная Генштабом Красной армии показывает два населенных пункта с таким названием! И один из них — идеально подходит в качестве немого свидетеля.


Предание, источником которого является литургическая, богослужебная жизнь Церкви, сохранила и донесла до нас ценные сведения, которые хорошо дополняют исторические документы. И все они вместе свидетельствуют о месте мученической кончины преподобномученика, об истинности его.


В 9 икосе Акафиста Афанасию Брестскому есть следующие слова: «Витии многовещании не возмогут изрещи радости тоя великия, ею же исполнены быша сердца достигших верно чтити святую память твою: сии, веселием одержимы помыслиша воздвигнути храм на месте мученическия кончины твоея, место же сие и по триех ста летех по кончине твоей сохрано было в памяти верных. Терн бо, прорастший на крови твоей, яко свидетель неложный соблюдаше место сие от людскаго забвения, и свеща во гробе твоем, юже имел еси в руцех твоих в час кончины твоея, истиствова место твоего упокоения» (икос 9)[13].


Затем еще раз подчеркнуто, что «тернием прорастшим на гробе твоем: место упокоения твоего показавый»… Вот что поразило верующих, что свидетельствовало истинность места! И данные исторические не только не противоречат, но также указывают на сие место…


Церкви, основанные на гробах мучеников, свидетелей веры чрез собственную кровь, как и праздники в их честь, особо почитались во все времена христианства. Наш город имеет все это. Не нужно далеко ездить и ходить. Все рядом. Можно сказать, что сегодняшний Крестный ход в Неделю Белорусских святых — это действо духовно связующее времена, пространства, поколения.


Приглашаем всех Вас принять в нём участие. Не просто пройти, но помолится и о себе и близких и за наше отечество. И по совместной молитве, по предстательству за нас преподобномученика Афанасия пусть Господь хранит от всякия беды и напасти…


Литургия 2004 г.jpg 


- Божественная Литургия в Неделю Белоруских Святых в 2004 г. (фото сверху) и 2016 г. (фото снизу)


 Литургия 2016.jpg 


[2] Духовный вестник. —2002. — № 7 (61) июль. — с. 8.

[4] Диариуш

[5] Небожчыкъ: с польского (nieboszczyk) — мертвый, умерший, покойный. По белоруски —нябожчык.

[6] Цейхгауз — это военная кладовая для оружия или амуниции.

[7] вязеня (по польски – więzienie) — тюрьма. В современном белорусском языке есть редко употребляемое слово «вязьніца».

[8] План Симеоновского монастыря в городе Брест-Литовском … 20 июля 1818 года

[9] Детинец — центральная часть… см. План Симеоновского монастыря…

[12] Церковное слово.— 2011. — №37. — с. 5.