Значение подвига святого преподобномученика Афанасия Брестского в борьбе с унией / Елена Дмитрук



01.02.2017

«Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии».


Слова, сказанные священномучеником в XVII веке, сбылись в веке XIX. В феврале 1839 г. в Полоцке представители униатского духовенства приняли решение о возвращении в лоно Православной церкви. Но сколько же надо иметь веры и духовной силы, чтобы видеть невидимое, доверять Богу до конца?


Думается, что мы, жители земли Берестейской, еще не вполне сознаем значение жизни и подвига преподобномученика Афанасия. Много ли святых за всю церковную историю сподобились видеть Самого Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу? Многие ли сподобились столько сделать для утверждения Православной веры? Жизнь святого Афанасия была наполнена молитвенным, проповедническим, пастырским подвигом. Но сам святой считал делом всей своей жизни борьбу с унией. Именно подвиг противостояния «унии проклятой» увенчал его многоскорбную жизнь.


Брестская церковная уния была заключена в 1596 г. К этому же времени — к 1597 г. — исследователи относят год рождения святого.


В 1596 году в Бресте собралось два собора — один, состоящий из иерархов, который провозгласил унию с Римом, другой из клира и мирян — выступивший против унии с инославными. Главным инициатором православного собора стал известный магнат князь Константинович Острожский.


Государственная власть в лице польского короля официально поддержала первый и проигнорировала второй. Основываясь на постановлении униатского собора, король признал законной только униатскую церковь, а православную объявил не подчинившейся «свободному решению собора», а потому не имеющей права на существование. С католической точки зрения, собор в Бресте и протест князя Острожского не имели никакого значения, поскольку вопросы веры, по мнению католиков, должны решать только иерархи, а судить действия епископов может только Папа. Именно так смотрел на ситуацию и сообразно этому действовал король.


Какие последствия имело данное событие? С момента заключения Брестской унии Православная Церковь перестала существовать как субъект права. Все ее «стародавние права» были переданы церкви униатской. Получив от государственной власти признание своего статуса и подтверждение прав, ранее принадлежавших православным, униатские иерархи, естественно, распространили свои притязания и на имущество Православной Церкви. До 1632 г. она оказалась вне закона как «церковь схизматическая» и была лишена любых гарантий защиты своих прав. Королевская власть, основываясь на акте Брестского униатского собора, исходила из того, что в государстве нет такой конфессии как православная. Произошла правовая подмена. «Церковью греческой» в официальных документах стали называть церковь униатскую.


Через 44 года после описанных событий, в 1640 году, прибыв в Брест на игуменство, преподобный Афанасий начал поиск старых грамот, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему Свято-Симеоновского монастыря. При этом, как указано в «Новинах правоверным, посвященным упокоению веры и Церкви Православной восточной, в виде ходатайства о них перед Королем и Сенатом Его всем, согласно титулов каждого в таких словах», он обнаружил записи «на пергаментах найденные со страшным проклятием на униатов, в книги городские* внес и огласил в церкви и на разных местах, по воле Божией, указывая, что это разделение Руси, т.е. принятие унии с ненадлежащим пастырем, незаконным чином есть весьма проклятое» [1, с. 8].


Скорее всего в старых грамотах «на пергаментах» святым Афанасием был найден именно итоговый документ Брестского церковного антиуниатского собора, который ввиду преследований со стороны церковных и государственных властей, не получил должного освещения. Первым православным, арестованным за участие в работе Собора и непризнание унии, стал один из его организаторов — священномученик Никифор, экзарх Константинопольского патриарха, так и не вышедший из своего заточения в Мальборском замке (формально он был обвинен в шпионаже против Речи Посполитой). Затем начались преследования всех православных, на которых правительство смотрело как на отступников и отщепенцев.


Вопреки утверждениям государственной власти о неправомерности православного Брестского собора на том основании, что это собрание мирян, в этих документах четко указано, что на нем присутствовали священнослужители и иерархи: два экзарха — экзарх Константинопольского патриарха архидиакон Никифор и экзарх Александрийского патриарха Кирилл Лукарис; епископы Львовский — Гедеон (Балабан) и Перемышльский — Захарий (Копыстенский), отошедшие от унии и твердо ставшие на православные позиции; 16 протопопов, большое число игуменов, священников и мирян**. «Не в силе Бог, а в правде», но и численный перевес был явно на стороне православных. Известно также, что экзарх Никифор как представитель Константинопольского патриарха, которому король Речи Посполитой Сигизмунд III в 1589 г. дал грамоты на свободное управление и суд духовный над подданными Великого княжества Литовского «греческого закона», трижды приглашал митрополита и епископов на Православный собор, но они не явились. Тогда Собор лишил их сана, отверг унию и проклял ее. Только на следующий день после этого — 8 октября — уже лишенные сана архипастыри подписали Соборную грамоту о вступлении в унию [2, с.42]. Таким образом, даже с формально-юридической точки зрения, которую так уважает католическое сознание, принятие унии было делом незаконным.


Таким образом, если исходить из дошедших до нас сведений об антиуниатском соборе и сопоставить их со сведениями, которые Афанасий Брестский приводит в «Новинах правоверным...» о том, что «принятие унии с ненадлежащим пастырем, незаконным чином есть», то можно предполагать, что именно этот документ был найден Афанасием Брестским и внесен в городские книги.


Найдя в документах собора, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», будущий преподобномученик стал открыто — в храме и в других местах — говорить об этом. Это произвело столь сильное действие, что во всем воеводстве униаты начали испытывать величайшую тревогу. Таким образом, преподобномученник Афанасий фактически доказал, что все действия, нарушавшие права Православной Церкви, были незаконными, поскольку основывались на не каноничном, а, следовательно, незаконном акте Брестской церковной унии.


Кроме этого, у него хватило мужества проповедовать об этом, обращаться к властям с требованием восстановить права православных. В 1641 г. святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм, где собирался закрепить исконные преимущества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви. Он сумел «новый привилей с подтверждением оных прав на церковь православную берестейскую от Вашей Королевской милости, ... Владислава Четвертого, с подписью руки» получить. «Однако запечатать его ни канцлер, ни подканцлер и за тридцать талеров твёрдых не желали». А без этой процедуры документ не был действителен. Тогда преподобный Афанасий обратился за советом и помощью к православным духовным влиятельным лицам, но и здесь не нашел он поддержки: «понял, что каждый из них только свой интерес преследует». «Я имею на нужды своих церквей. Как себе кто хочет, пускай договаривается и достигает. Я же дела не имею до того», — часто слышал святой от единоверных ему православных, упрекавших его в том, что он преследует некий своекорыстный интерес [4]. «И уже об основательном успокоении веры Православной нет и помина» — сокрушался преподобномученик [1, с. 8].


История его жизни показывает, что не из своекорыстных целей боролся он за права и привилегии Брестского православного монастыря и братства. Хотя эта борьба была достойна уважения — православный монастырь в городе, где подписана уния! Однако, даже такой малой уступки — как подтверждение прав и привилегий, так и не сумел он добиться от властей. Сколько раз его сажали в тюрьму за такие обращения! Претерпел он и поругания, и биения, и осмеяние, но до конца своих дней свято верил в непреложность слов Господа и Пресвятой Богородицы, боявшись их предать. Он презрел славу мира сего и достойно вынес все.


Преподомномученник Афанасий окончательно разрушил миф о якобы законных действиях властей, продемонстрировав незаконность униатского собора и насильственного распространения унии с точки зрения церковного канона и юридического закона. И главное — он открыто проповедовал об этом!


Своей деятельностью, а точнее всей своей жизнью преподомномученник Афанасий конституционными (правовыми) методами путем обращений, жалоб к королю, апелляций к судебным организациям, выступлений на сеймах, а также путем написания публицистических сочинений призывал к изменению положения Православной Церкви, к признанию ее исконных прав, к искоренению «проклятой» унии. Он ознаменовал собой последнюю попытку разрешить конфликт мирными способами. В 1648 г. начинается казацко-крестьянская война, где одним из важнейших вопросов был религиозный. Казаки стали той силой, которая возглавила борьбу за веру Православную. Однако, именно это событие стало поводом мученической кончины Афанасия Брестского. Святого Афанасия обвинили в помощи казакам.


Показательно, что после убийства святого, войны в Речи Посполитой уже не утихали до самого ее конца. Где теперь это государство? Кто помнит о нем? Слова же Преподомномученника Афанасия оказались пророческими: «Там, где тело мое искалеченное и израненное во имя Божие положено будет, вера православная процветет, как лилия посреди терниев» [3].



Список источников:

1. Преподобномученик Афанасий Филиппович, игумен Брестский Новины правоверным, посвещенные упокоению веры и Церкви православной Восточной, в виде ходатайства о них перед Королем и Сенатом Его всем, согласно титулов каждого в таких словах // Брестские епархиальные ведомости (БЕВ), №6, 1999. — с. 6-15.

2. Уния в документах: сб,/ сост. В.А. Теплова, З.И. Зуева. — Минск: «Лучи Софии», 1997,— 520с.

3. http://www.church.by/resource/Dir0262/ Dir0263/Page0279.html

4. «Диариуш» преподобномученика Афанасия.

Статья опубликована в журнале «Брестские епархиальные ведомости» № 3(33) за 2010 г.



УТОЧНЕНИЯ К СТАТЬЕ:

*В статье в качестве основного источника использован текст Диариуша, напечатанный в БЕВ за 1999 г. К сожалению, при сверке с текстом «Діаріуш Берестейскаго игумена Афанасія Филипповича, 1646 г.» опубликованном в Русской исторической библиотекой (РИБ), издаваемой Археографической комиссией в 1878. в т. 4. кн. 1 на стр. 71 мы находим разночтения.

В БЕВ написано: «на пергаментах найденные со страшным проклятием на униатов, в книги городские внес и огласил …» [1, с. 8]. А в тексте, опубликованном в РИБ этот текст звучит так: «на паргаменахъ и видячи, же суть потребные, актиковалемъ ихъ до книгъ гродскихъ…».

Гро?дский (или за?мковый суд) — судебный орган в Великом княжестве Литовском, представлявший собой поветовый суд для шляхты, мещан и крестьян. Получил название от слова «замок» («грод»), где первоначально находились суды. Порядок деятельности гродского суда регламентировался Статутами Великого княжества Литовского // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B4

**Теплова, В.А. Экзарх Никифор Кантакузин и Брестский церковный Собор1596 г. // Приход "Всех скорбящих Радость" Минская епархия БПЦ МП [Электронный ресурс]. — 2004-2016. — Режим доступа: http://www.hramvsr.by/nikifor.htm — Дата доступа: 18.05.2009. и 14.06.2016.



Возврат к списку