Пасха Берестейская-2019



23.04.2019


2019 год

для города Бреста -

это череда памятных дат. Одним словом - 

ПАСХА БЕРЕСТЕЙСКАЯ


Павел Татарников Берасце


В 2019 году город Брест (Берестье) торжествует не только 1000-летие города, которое тесно связано с именем преподобного Симеона Столпника [Брест-Литовск http://www.vehi.net/brokgauz/]. Вместе с ним мы торжествуем и юбилейные памятные даты других наших покровителей. Это и:

420-летие со дня мученической кончины священномученика архидьякона Никифора (+1599), председателя православного Брестского церковного Собора, Экзарха Патриарха Константинопольского Иеремии в Молдавии и Речи Посполитой

370-летие обретения мощей преподобномученика Афанасия Брестского (Филиповича) 

180-летие Полоцкого собора

110-летие освящения часовни в честь преподобномученика Афанасия


Чем было наполнено тысячелетие? Что сохранилось? Что-то помнит сохранившиеся деревянная мостовая и улица музея «Берестье», что-то донесли до нас военные карты XVIII-XIX вв., что-то кирпичи, фундаменты строений, что-то сохранившиеся документы, но материальные объекты не многочисленны, да и немногословны…


Но город имеет нечто большее, непреходящее… Есть замечательная поговорка: «Не стоит город без святого, селение без праведника».


Святитель Амвросий Медиоланский размышляя об Аврааме пишет: «Таким образом мы научаемся, каким даром для отчизны является праведный муж <...> Ибо их вера [праведников] спасает нас, их праведность защищает от истребления. Если бы Содом имел даже десять праведников, он мог бы избавиться от погибели».


На чем, а точнее, на ком стоит наш город? Кто его духовные покровители? Не всех Господь нам открыл. Но главными маяками для города Бреста, для его жителей, несомненно, являются преподобный Симеон Столпник, священномученик архидьякон Никифор, преподобномученик Афанасий…


Все эти события в той или иной мере объединяются одним событием -  Пасхой. Пасха в понимании христиан — это Праздников праздник и Торжество из торжеств. Пасха - Воскресение Христово — победа над смертью, над адом, избавление от рабства греху, диаволу. Это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Это «спасение миру — миру видимому и невидимому». Воскресение Христово есть вечная новость!


Свидетели Воскресения Христова, свидетели Истины - мученики (от греч. - μάρτυς - свидетель). Два их них — священномученик архидьякон Никифор, преподобномученик Афанасий — и сегодня возвещают нам своей проповедью, своим житием: «Христос Воскресе! Во истину Воскресе Христос!»


Это и к ним относятся слова неизвестного автора «Письма к Диогнету», апологета II века:

«Христиане не разнятся от других людей ни страной, ни языком, ни житейскими обычаями. Но, обитая в греческих и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаю местных жителей в одежде, пище и всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы. Для них всякая чужбина – отечество и всякое отечество – чужбина. Они во плоти, однако живут не по плоти. Находятся на земле, однако они граждане небесные. Повинуются существующим законам, однако жизнью своей превосходят самые законы. Они любят всех, однако всеми бывают преследуемы. Их не знают, однако осуждают. Их умерщвляют, однако они оживотворяются. Они бедны, однако всех обогащают. Всего они лишены и во всем изобилуют». «Словом сказать, что в теле душа, то в мире христиане. Душа распростерта по всем членам тела, а христиане – по всем городам мира Душа заключена в теле, но сама держит тело: так и христиане, заключенные в мире, как в темнице, сами сохраняют мир. Бог Сам указал место христианам, место, которое и останется за ними» («Письма к Диогнету»).


Удивительно, что именно с Пасхальным циклом тесно связано обретение мощей преподобномученика Афанасия. Уже в самом Диариуше братия Симеоноского монастыря свидетельствовала, что «тело его благодатию Божией без тления сохраненное» (Диариуш, с. 154) было найдено 1 мая 1649 г. спустя 8 месяцев после мученической кончины. А календарь на 1649 год указывает, что это произошло накануне Вознесения Господня (3 мая 1649 г.). Торжество Православия 1839 г. - это преддверие Пасхи, это первая Неделя Великого Поста... Мы мало знаем о времени и подробности мученической кончины священномученика архидьякона Никифора, но сам факт его мученичества - «уморили постом» (Перестрога, с.220), «Никифор издох в Мариенбурге»  (письмо Ипатия Потея Льву Сапеге) - связывает его событиями Воскресения Христова.


Мученики как «свидетели Истины» отражает силу и свет Воскресения и сегодня. Они утвердили торжество победы Искупителя. Само их мученичество есть бесспорное доказательство самого главного христианского утверждения: Воскресения из мертвых Христа Спасителя!


Для современных горожан надо помнить простую христианскую мудрость, основанную на Священном Писании: «Не стоит город без святого, селение без праведника». А значит, если хотим перешагнуть во второе свое тысячелетие, то надо стремится жить по Заповедям Божиим, подражая нашим Святым покровителям.


«Христос Воскресе! Во истину Воскресе Христос!»


Возврат к списку